Часть полного текста документа:Античная традиция о Дримаке Шишова И.А. Среди немногочисленных известий о выступлениях греческих рабов рассказ сицилийца Нимфодора о восстании Дримака на Хиосе, приведенный в шестой книге Афинея (Athen., VI, 88-90, 265c-266e), занимает особое место. Как уже отмечалось в литературе, историческая интерпретация этого отрывка очень сложна. Многое в рассказе Нимфодора представляется легендой. Трудно поверить в возможность договора восставших с рабовладельцами, положившего начало идиллическим отношениям рабов и их хозяев. Налицо и сказочный сюжет - Дримак после смерти является во сне хиосским рабовладельцам и предупреждает их о замыслах рабов. В сообщении Нимфодора много внутренних противоречий. Культ Дримака несовместим с его ролью предводителя восстания. Рассказ о назначении награды за голову Дримака не увязывается с указанными выше идиллическими отношениями рабовладельцев и восставших рабов. Еще меньше логики в легенде, согласно которой Дримак после смерти помогает хиосцам, виновным в его гибели. Итак, единственный источник, сообщающий о восстании хиосских рабов под руководством Дримака, не слишком надежен. В литературе восстание Дримака особого интереса у исследователей не вызвало. В специальной статье о Дримаке в RE помещен лишь пересказ сообщения Нимфодора. Автор статьи не делает попытки хотя бы приблизительно определить время восстания1. В статье Фюстеля де Куланжа о Хиосе указано на ненадежность сведений, приведенных Нимфодором, и на трудность в определении времени восстания2. Простой пересказ Нимфодора, без какой бы то ни было попытки критически осмыслить этот сомнительный источник, содержится также в известной работе Уэстермана о рабстве3. Вопросом о времени выступления Дримака Уэстерман также специально не занимается. Но само восстание хиосских рабов он рассматривает в разделе "Восточный бассейн от Александра до Августа" в непосредственной связи с движениями на Делосе и в Аттике. Трудности в определении времени восстания отмечает и К.М. Колобова4. Большая работа по изучению отрывков из сочинений Нимфодора была проделана Лакером5 и вслед за ним Якоби6. По мнению Лакера, в сообщении Нимфодора объединены два различных по времени предания о выступлениях рабов, связанных с одной и той же могилой-святилищем. Одно предание - о Дримаке, другое - о безымянном "Благосклонном герое" ('Hrvw E|men{w). Разновременность этих напластований подтверждается, в частности, тем, что в одном случае вождь восставших уподобляется царю ([fhge`suai _w [n basil]a strxte|matow - 265 d); в другом случае - стратегу (peiuarxo|ntew _w [n strathgv - 266 а). Исследование текста, проделанное Лакером, сдвинуло с мертвой точки изучение этого сложного и противоречивого источника. Однако Лакера по существу не интересует, какие реальные события могли послужить основой для этих хиосских преданий. Оставляет в стороне этот вопрос и Якоби, подробно комментировавший текст Нимфодора. Якоби, как и Лакер, рассматривает отрывки из сочинений сицилийского автора прежде всего как литературное произведение7. Повествование Нимфодора представляет собой такое тесное переплетение вымысла и действительности, что отделить одно от другого чрезвычайно сложно. Но так как известия о рабах очень скудны, оставить в стороне даже такой ненадежный источник нельзя. Какие же сведения, приведенные в интересующем нас отрывке, можно считать относительно достоверными? Нам представляется, что самое начало рассказа о Дримаке не вызывает особых сомнений. ............ |