Часть полного текста документа:Античные источники поэллинистической магии Круг наших источников по эллинистической, греко-римской или средиземноморской магии достаточно широк и разнообразен. Мы располагаем и свидетельствами очевидцев - людей, для которых магия была явлением повседневной жизни. У нас есть памятники, созданные руками людей обращавшихся к этому искусству, которых, однако, трудно назвать магами. В нашем распоряжении имеются и трактаты профессионалов, созданные, так сказать, "для служебного пользования". Существуют так же теоретические трактаты, предлагающие рациональную интерпретацию магического искусства. Наши источники по данному религиозному феномену различаются не только своим содержательным характером, но и средой возникновения. Существуют таблички с заклятьями, созданные на греческой и римской почве; египетский демотический папирус; магические папирусы написанные на коптском языке; еврейский учебник магии; наконец, мы располагаем великолепным собранием греческих магических папирусов из Египта, национальную принадлежность авторов которых вряд ли можно определить - они являются, по-видимому, самым ярким памятником религиозного синкретизма эпохи. Документы, повествующие о магии происходят и из разных социальных слоев. Плиний, Тацит, Гораций, Аммиан Марцеллин - по разному, но представляют имперскую элиту. Весьма высоко положение Августина и Тертуллиана. Иное место, хотя тоже элитарное в своей среде занимают Евсевий и Климент. Именно в этой области сохранилось значительное количество произведений так называемого "среднего слоя": это и многие гностические и герметические сочинения, это, безусловно, греческие магические папирусы. Однако, указав на такое очевидное достоинство источников по магии, как их многочисленность и разнообразие, нельзя не отметить и некоторый недостаток. Все наши аутентичные источники по магии достаточно позднего происхождения. Мы практически не располагаем источниками по национальным формам магии в чистом виде. Египетский демотический папирус несет на себе явные следы греческого влияния. В греческих табличках с заклятьями фигурируют традиционные египетские имена. "Сефер 'a разим" - еврейский учебник магии - также несет на себе отпечаток синкретизма. Поэтому, при классификации магических элементов по их национальной принадлежности, нам приходится прибегать по большей части к религиозным признакам, таким как эпитеты богов или их атрибуты. Перейдем теперь к более подробной характеристике наших источников, разделив их на группы. Прежде всего мы лишь упомянем о тех группах, которые не являлись пока предметом нашего специального рассмотрения, оговорившись, что это не значит, что мы не отдаем себе отчета в их важности. К этим группам относятся, во-первых, амулеты и таблички с заклятьями. Подробнейшее исследования амулетов, сопровождающиеся их публикацией осуществлены Боннером в 1950 году и Деляттом в 1964. Оба издания, к счастью есть в библиотеках города, одно - в Библиотеке Академии Наук, другое - в Институте Истории. Почти полное представление о табличках с заклятьями (tabulae execrationum) дают издания Рихарда Вунша (1873) и Огюста Одоллена (1894), первое из которых есть в нашей кафедральной библиотеке. Уникальным представителем другой группы является уже упомянутая "Сефер 'а разим" - "Книга мистерий", реконструированная и опубликованная в 1966 году Маргалиотом и переведенная на английский язык Майклом Морганом; в библиотеках города ее нет, но мне удалось недавно достать ксерокопию английского перевода. ............ |