Часть полного текста документа:Ни в питье, ни в пище не дoлжно преступать соразмерности Диоген Лоэртский. Отведывать от множества блюд Признак пресыщенности. Сенека. Известный летописец раннего средневековья Бeда Достопочтенный (7 в.) задался однажды вопросом: с чем сравнить жизнь человеческую? В голову достопочтенному монаху пришел такой образ: жизнь и душа человеческая подобны малой пташке, которая из холодного мрака внезапно влетает в дверь пиршественной палаты, пролетает ее насквозь и вылетает в другую дверь во тьму внешнюю. Тот миг, который она находится в тепле и свете зала для пиров, и есть жизнь человеческая. С проблемой пира, застолья люди сталкивались с древнейших времен. Действительно, что может быть человечнее и историчнее, чем трапеза, - ведь под покровом неизменных ритуалов всегда происходили социальные изменения, а под аккомпонемент пиров осуществляла свой стремительный ход история. Тему античного пира, я выбрал не случайно. Трапеза - это одна из тех социокультурных форм, без которых не обходится ни один из нас. При этом каждый человек - участник застолья - стремиться и вкусно поесть, и душевно пообщаться. Именно это и было характерной чертой античных пиров. Кроме того, античность - это чрезвычайно сложное и вместе с тем интересное время в истории европейской цивилизации. Долгое время бытовая повседневность античности не была объектом пристального внимания историков и культурологов, теперь же эти "белые пятна" исчезают, появляется специальная литература, которая дает нам представление о том, каким было каждодневное бытие человека в античную эпоху. Я считаю, что без познания этой стороны жизни труднее понять общественные процессы этого времени. Античный пир во многом уникальное явление, что в определенном смысле именно он лежал в основе греко-римской цивилизации: за пиршественным столом рождались и демонстрировались социальные связи, здесь заключались перемирия и создавались империи. Пиры были важнейшей частью античного социума. Рассмотрим этот феномен подробнее. Обратимся сначала к Древней Греции - колыбели античной культуры, поглядим, как вели себя греки за пиршественным столом. На протяжении всего существования греческого полиса основной формой общения, не связанной с участием в политических институтах, были совместные застолья, пиры с практиковавшимися на них беседами (т.н.симпосионы). Традиции их восходят к аристократическим пирам архаического времени; участие в них было обязательным составным элементом времяпрепровождения греческой знати. Характерно, что согласно "Одиссее", женихи, добивавшиеся руки Пенелопы, пировали вместе, хотя и были соперниками. Проведение пира определялось ритуалом: согласно описанию Ксенофона (VI в. до н.э.) начинался он с возлияния в честь богов и священной песни. Руководил пиром специально выбранный человек - симпосиарх. По словам Крития (V до н.э.) за каждого участника пили по кругу здравную чашу, как бы подчеркивая, таким образом, равенство участников. Попойки, разгульные пиршества не допускались, хотя вина пили много. Но все же пристойным правилом считалось выпить столько, чтобы без сопровождающего дойти до дома. Сохранились указания, сколько специальных чаш можно было выпить пирующим. Вино, как известно, пили разведеное: его разводили водой на половину или на одну треть. Пиры происходили на мужской половине дома (мегарон), свободнорожденные женщины, если пиры не носили семейного характера, на них не допускались. ............ |