Антимонопольное регулирование
Содержание
1. Понятие и виды мер антимонопольного регулирования
2. Меры антимонопольного регулирования, применяемые в отношении доминирующих субъектов хозяйствования
3. Иные меры антимонопольного регулирования
4. Правовое регулирование правомерной монополистической деятельности
Список использованных источников
1. Понятие и виды мер антимонопольного регулирования
Согласно закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция – это положительное экономическое явление.
Во-первых, она выполняет санирующую функцию, то есть способствует прекращению ненужных для общества нерентабельных производств.
Во-вторых, конкуренция стимулирует субъекты хозяйствования к поиску новых и высоких технологий. Использование при изготовлении продукции новых и высоких технологий повышает спрос на нее.
В-третьих, конкуренция является основным инструментом обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей продукции. Самое совершенное законодательство о защите прав потребителей не будет эффективным в отсутствии конкуренции. При наличии на рынке какого-либо товара, работы или услуги нескольких продавцов, подрядчиков или исполнителей каждое нарушение прав потребителей со стороны одного из них отнимает у данного субъекта хозяйствования одно из важнейших конкурентных преимуществ – деловую репутацию. В том случае, если на рынке имеется один производитель продукции, то имеющие место с его стороны нарушения прав и законных интересов потребителей, не могут нанести серьезного ущерба его экономическим интересам. Сохранение деловой репутации для единственного на товарном рынке производителя не может являться решающим фактором, так как его продукция найдет спрос на данном рынке независимо от уровня его деловой репутации и степени доверия потребителей к продукции данного субъекта, в силу отсутствия альтернативы в виде продукции конкурентов. Взыскание убытков, причиненных потребителям негативными свойствами продукции единственного на товарном рынке производителя, также не может стать решающим фактором, стимулирующим данного производителя к улучшению качества своей продукции. Суммы убытков, взысканных с данного производителя в пользу отдельных потребителей, могут быть покрыты данным производителем посредством установления монопольных (чрезмерно высоких) цен на свою продукцию.
Таким образом, конкуренция, как и любой другой позитивный вид общественных отношений, нуждается в правовой защите.
При этом необходимо отметить, что у любого субъекта хозяйствования имеется масса причин, побуждающих его к действиям, направленным на недопущение, устранение или ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке:
– возможность установления монопольных цен;
– возможность получения монопольной (чрезмерно высокой) прибыли;
– возможность снижения затрат на качество продукции, ее ассортимент. ............