Часть полного текста документа:Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор С.В. Дмитриев, Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород Введение. Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления парадигмы образования, т.е. объективно обусловливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. Технократическое мышление педагога - взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент образовательных технологий, а не как на духовно-деятельностную личность, для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к образовательному пространству, - исчерпало свои возможности. Основополагающим принципом инноваций в сфере высшей педагогической системы должна стать гуманитарная сущность образования, его направленность на высокое профессиональное, духовно-ценностное и общекультурное развитие личности студента. В статье обсуждаются антропные образовательные технологии, построенные на основе принципов деятельностного, социокультурного подхода в педагогической сфере общества. Деятельность рассматривается как системообразующее основание культуры, с одной стороны, и психики, сознания личности - с другой. Сознание, личность, деятельность, составляющие "бытие человека", задают содержание и структуру профессионального образования. В профессиональном становлении личности различается образование посредством деятельности (таких видов деятельности, как труд, наука, спорт) и образование как вид деятельности (т.е. индивидуальное воспроизведение социокультурного опыта). Личность профессионала выступает как субъект духовно-деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и социокультурного развития человека. Таким образом, обнаруживается закономерная тенденция сращивания высшего образования с профессиональной деятельностью и культурой личности студента. Социокультурный подход в теории физической культуры. Любой вид духовно-практической деятельности (наука, культура, образование, спорт) рано или поздно достигает такого уровня зрелости, когда возникает потребность в переосмыслении своих фундаментальных оснований, уточнении методологии, поиске новых парадигм, позволяющих более эффективно решать возникающие в обществе проблемы. Задачи модернизации образования в сфере физической культуры настоятельно требуют от ученых поиска новых его моделей, антропно-деятельностных технологий, позволяющих профессиональному работнику преодолеть отчужденное отношение к миру, самому себе, другим людям, обществу в целом. Известно, что вузовская дидактика (в целом, а не отдельные педагоги) длительное время была излишне технократичной, "безлюдной", безличностной, оторванной от духовно-деятельностной культуры человека. Задачи развития формально-логического интеллекта, операционно-технических способностей (характерных для много знающего и рационально действующего человека) решались намного эффективнее, чем развитие духовного потенциала личности и общества в целом. В сфере воспитания, как правило, осуществлялась редукция духовности к набору моральных качеств. ............ |