Часть полного текста документа:Антропологизация образования переносится в третье тысячелетие 1. Крупным недостатком современных моделей содержания образования является практически полное игнорирование в них многоуровнего и системного представления человекознания. Несмотря на существенную деидеологизацию новых программ по обществознанию, в них до сих пор не изжит застойный дух реликтового социологизма, по-прежнему делается ставка на подмену человекознания обществознанием и сохраняется благодатная почва для реидеологизации. Необходимо честно признать, что человекознания в школе нет, а обществознание заменить его не способно, как не может часть проглотить то целое, от которого она сама зависит. Человекознание охватывает широкий круг проблем - от глобальных проблем существования и выживания человечества, историко-цивилизационных, международных и национально-государственных проблем до сравнительно "мелких" бытовых, семейных, межличностных и собственно личных проблем людей. С одной стороны, все эти "мелкие" проблемы тесно связаны с задачами воспитания, с другой - они не менее важны и сложны для учащихся, чем глобальные проблемы человечества и общества, с третьей - именно к ним относятся общечеловеческие проблемы смысла жизни, назначения человека и личностного самоопределения. 2. Вошло в моду декларировать, что тот или иной новоиспеченный курс учитывает потребности и интересы учащихся, является личностно-ориентированным и непременно что-то развивающим. Но как достигаются столь "блестящие эффекты", к сожалению, остается методологической загадкой. На наш взгляд, такие курсы с самого начала своего создания должны основываться на реальных исследованиях потребностей и интересов учащихся. Предполагается, что еще раньше мы признали их важность, приоритетность, сложность и многообразие. Следует ли торопиться с приобщением учащихся к проблемам современной цивилизации, пока мы не убедили их, что можем помочь в понимании и решении их собственных проблем? Вместо того, чтобы оказывать действительную помощь в развитии личности, школьников накачивают всяким "хламом", то есть сведениями, которые устаревают и становятся ненужными после очередных сотрясений на олимпе. (Подумаем о том, кому сейчас нужны знания об исторических съездах и программах КПСС, и о том, сколько сил потрачено на их "вдалбливание" и экзаминирование?! А сколько времени тратится на изучение законов, которые не только все время меняются как перчатки, но и к тому же существуют лишь на бумаге.) Не надо забывать о большом грузе собственных проблем каждого человека и школьника, в особенности. В их решении недостаточно уповать на коррективный подход существующей психологической службы в образовании. Многие проблемы имеют типичный для каждого возраста характер, а потому вполне могут стать предметом учебных занятий по их анализу, разрешению и преодолению. Однако понять важность такого подхода мешает укоренившееся противопоставление общественного и индивидуального, которое, как заметил А. Маслоу, является пережитком незрелого дихотомизирующего сознания. На самом деле, значительное число так называемых общественных проблем - это те же индивидуальные проблемы, только ставшие массовым явлением (напр., преступность, наркомания, проституция, неграмотность, бездуховность и т.п.). ............ |