Министерство образования РФ
Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Богословский факультет
Дипломная работа
Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы
Москва 2005
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Апологетика православия: понятие и специфика. 6
1.1 Сущность и особенности христианской апологетики. 6
1.2 Виды христианской апологетики. 7
1.3 История апологетики Православия в России. 13
1.4 Проблемы современной апологетики. 17
Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространстве Интернета. 20
2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика. 21
2.2 Аудитория православных сайтов рунета. 25
2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета. 26
Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете. 28
3.1 Специфика апологетики православия в Интернете. 28
3.2 Формы апологетики Православия в Интернете. 31
3.3 Основные направления апологетики Православия в Интернете. 35
Выводы.. 37
Литература. 39
Приложение А.. 42
Введение Православие есть христианство в его чистейшей форме. Католицизм прибавил к первоначальному христианскому учению многое, что ему по существу чуждо. Протестантизм отбросил многие драгоценные истины христианства. Одно Православие хранит и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не прибавляя и не убавляя от него. Неповрежденная истина есть только в Православной Церкви; это не голословное утверждение, но то, что можно показать и доказать.
Тяга к Православию в России объясняется не только и не столько тем, что большинство верующих — православные, сколько историко-культурными и духовными факторами. Примечательно, что еще в коммунистическом Советском Союзе (как и во многих странах Европы и даже в США) торжественно и широко — в разных кругах: научных, богословских и церковных — отмечали 1000-летие Крещения Руси. После 1991 года интерес к христианству, и в частности к Православию, в России неизмеримо вырос. В чем нуждается современное Православие?
Повторим за С. Верховским, что главная его нужда — это оживление в широких кругах верующих подлинной христианской жизни. Нельзя думать, что быть христианином значит быть лишь порядочным человеком, ходящим в церковь. Христианин есть человек, обращенный к Богу через Христа; человек, живущий полнотой истины Христовой; живущий во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами; человек, покоряющий себя смирению и любви, стремящийся существенно преобразить и свою личную и общую жизнь и готовый ради этого на всякий труд и подвиг; человек, верный Христу и в церковной и в мирской жизни.
Вторая нужда — единство. Православный мир разделен национальным равнодушием и даже враждой, отсутствием постоянного единения между поместными церквами, слабостью соборного начала во многих церквах, расколами, свирепствующими на территории СНГ. Причины современных церковных расколов очевидны: это, с одной стороны, националистические и политические страсти, с другой стороны — низкий уровень церковного сознания.
Еще одно, что не хватает современной Церкви, есть церковная культура. Наша Церковь никогда не достигала того уровня культурности, который составляет такую силу католичества и протестантства. ............