Малахов Сергей
Еще не так давно привычного нам Мурманского шоссе не существовало и путники добирались на восток Ленинградской области и далее, по двум основным дорогам - по древней Ореховской дороге шедшей из Старой Ладоги в Орешек и по Архангельскому почтовому тракту. Езда по Российским дорогам всегда была испытанием на выносливость и Архангельский тракт тому подтверждение.
Архангельской тракт. Идет по самому левому берегу Невы и потом вдоль Ладожскаго озера, проходя на Шлисельбург и Новую Ладогу. От Петербурга до Усть-Ижоры (на 17 вер.) устроено шоссе; далее же, дорога идет по натуральному грунту, причем, за Шлисельбургом, на первых 36 вер, (где дорога пролегает вдоль по берегу Ладожскаго канала) местами насыпан плитный щебень, а у самаго города начата шоссировка дороги. От Петербурга до Усть-Славянки, дорога вплоть обставлена фабриками и заводами с их слободами; далее же, к Усть-Ижоре, по обеим сторонам разбросаны кирпичные заводы. За Уст-Ижорою, до станции Елисаветинской (ІІри устье Мги), дорога, проходя по глинисто-песчаному грунту, находится в самом дурном состоянии на всем протяжении, и в особенности на первой своей половине, покрыта глубокими колеями, выбоинами и ямами, и при малейшем дожде становится крайне грязною и едва лишь возможною для легкаго проезда.
От Усть-Ижоры до Усть-Тосны, к дороге примыкают остатки вырубленнаго леса; за Тосною же дорога входит въ мелкой лес. Чрез реки Славянку, Ижору, Тосну и Мгу устроены деревянные мосты на сваях; только средина Тосненскаго моста лежит на плошкоуте, который выводится для пропуска судов. От станции Елисаветинской до Шлисельбурга, дорога идет сыпучим боромъ и по этому, средина дороги (саж. на две слишком) устлана булыжным камнем. От Шлисельбурга до р. Лавы, тракт проходит вдоль по южному берегу Ладожскаго канала, на ширине от 3 до 4 саж., ограничиваясь с одной стороны окраиною канала, а с другой валом, который насыпан вдоль всего канала. Местами, кое где, дорога устлана булыжником и обломками Путиловской плиты, которая провозится мимо по каналу. Кроме вышеозначенной узкости дороги и соседству канала, что соделывает проезд в темное время опасным, дорога имеет то неудобство, что по ней проходить большая часть тяговых лошадей (т. е. пролегает бичевник) и это стесняет, как проезд, так и судоходство. Вообще положение дороги вдоль судоходнаго канала весьма неуместно и вредно в том еще отношении, что засоряет канал стекающею с дороги грязью и сваливающеюся землею. Почти на всем протяжении, дорога изрыта ухабами и колеями и местами усеяна вывороченными с места камнями и плитными обломками; при песчано-глинистом грунте, первый дождь соделывает дорогу до неимоверности грязною и тяжелою для проезда. Чрез речки Назью, Шельдиху и Лаву (у селений тех же названий) дорога проходит по деревянным мостам. На Назье и Лаве, мосты устроены с подъемным помостом, для пропуска судов. Эта канавная часть дороги, вместе с перегоном от Усть-Ижоры до Елисаветинской станции, соделывают Архангельский тракт почти во все неудобным для следования обозов и провоза тяжестей, по этому всегда предпочитают торговую и прочую кладь отправлять водным путем по каналам (Ладожскому, Сясскому и Свирскому), кои проходят в одном направлении с сухопутным трактом. Во избежание дурной части дороги (от Лавы до Шлисельбурга) местные жители и проезжающие не на почтовых, обыкновенно предпочитают боковую проселочную дорогу, которая, отделившись влево от почтоваго тракта у Колосарь, направляется на пог. ............