Часть полного текста документа:Архитектура, орнаментальное и изобразительное искусство при саманидах в Мавераннахре Большого расцвета достиг Мавераннахр при саманидах также в области архитектуры и изобразительных искусств. Достаточно назвать только мавзолей над могилой Исмаила Самани в Бухаре (начало Х в.) и так называемую афрасиабскую поливную керамику IX-X вв., чтобы у каждого человека, знакомого с историей искусства в Средней Азии, возникли образа этих замечательных произведений художественного творчества. Не будет преувеличением сказать, что мавзолей Исмаила Самани - лучший архитектурный памятник Х в. на Переднем и Среднеазиатском Востоке. Что же касается так называемой "афрасиабской" керамики, то иметь хотя бы небольшие собрание ее домогаются лучшие музеи мира. В силу чисто климатических условий, архитектура Средней Азии, развивалась на базе использования пахсы (битой глины), сырцового и жженого кирпича в качестве строительного материала и ганча (алебастра) как связующего элемента. В саманидское время, так же как и в предшествующие века, сырцовый кирпич играл в постройках монументального типа преобладающую роль, хотя все большое значение приобретал и жженый кирпич. Дерево также занимало большое место в строительстве жилых домов (каркасная основа) и зданий общественного значения - дворцов, мечетей, медресе (колонны, потолки и т.д.). В основу зодчества в эпоху Саманидов легла многовековая строительная практика народов Средней Азии, достигнутая при возведении зданий главным образом из сырцового материала. По сравнению с предшествующим временем, при саманидах произошли перемены и в самой конструкции построек. Среди монументальной архитектуры все большее значение стали приобретать здания центрального типа - куб, перекрытый куполом. Лучшим образцом такого архитектурного решения является уже упомянутый прекрасный мавзолей над могилой Исмаила Самани в Бухаре, сложенный целиком из жженого кирпича. Квадратное в плане здание перекрыто куполом. Переход от квадрата к восьмиграннику проведен с помощью стрельчатых парусов. Вместе с тем мавзолей представляет собой четырехфасадную постройку, так как у него все четыре стороны являются фасадами. Декоративно все они обработаны одинаково. Во многих деталях саманидские архитектурные памятники далеко отошли от прежних приемов перекрытия посредством ступенчато-арочных парусов, которые были широко распространены в Согде и Хорезме в раннеарабское и, особенно, в доарабское время, хотя продолжали существовать и в послесаманидское время. При саманидах культурные связи Мавераннахра простирались весьма далеко. Имеется известие, что, когда в Бухару в царствование Насра ибн Ахмеда (914-943 гг.) приехала в качестве невесты его сына Нуха ибн Насра китайская принцесса, она привезла с собой художника, который написал иллюстрацию к таджикскому переводу "Калилы и Димны", сделанному Рудеки с арабского перевода прославленного Ибн Мукаффы. У изобразительного искусства в эпоху ислама оказался могущественный соперник - искусство орнаментальное, особенно поощрявшееся ханифитским мусульманским духовенством. Выше нами подчеркивалась борьба в Х в., при саманидах, научного мышления, продолжавшего традиции античной философии и науки, с мусульманской ортодоксией, несущей мракобесие и исключающей научное сознание. ............ |