Саратовский Государственный Технический Университет
Контрольная работа студента
по дисциплине "Общий курс путей сообщения"
на тему
"Архитектурно-ландшафтное проектирование автомобильных дорог"
Саратов 2011
Содержание
1. Основные принципы согласования дороги с ландшафтом
2. Озеленение дорог
1. Основные принципы согласования дороги с ландшафтом
Основной принцип архитектурно-ландшафтного проектирования - создать из всех элементов дорожного ландшафта - проезжей части, земляного полотна, линейных зданий, насаждений, оформления и оборудования дороги единый архитектурный ансамбль и согласовать его с ландшафтом.
Согласование дороги с ландшафтом основывается на внутренних закономерностях сочетания элементов ландшафта и их соотношения с геометрическими размерами плана и продольного профиля дороги - требование масштабности.
Следует особо рассмотреть вопросы включения дороги в природную среду, как проблему, имеющую сейчас первостепенное значение. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог вызывают целый ряд негативных воздействий на окружающую природу, т.е. на тот компонент среды, который имеет естественный характер. Порой эти воздействия опосредованы, проявляясь в течение многих лет в социальных отношения и сказываясь на здоровье людей. К основным отрицательным воздействиям автотранспортной коммуникации можно отнести уничтожение природного ландшафта при строительстве дороги, физическое изъятие части природной среды, придание ей антропогенного характера, утрату растительности, животного мира, эрозию почвы, загрязнение воздуха, воды и почвы, нарушение баланса поверхности и подземных вод. Рассмотрим здесь те природные факторы среды, которые относятся прежде всего к её визуально –ландшафтным характеристикам.
Естественный ландшафт издавна считался сильнейшим физически и психически оздоровляющим и эстетически благоприятным фактором. Многие тысячелетия создавались прекрасные сады и парки, в которых человек мог вблизи своего жилища общаться с природой, отдыхать. Но только в наше время природный ландшафт стал рассматриваться не фрагментарно, но как существенный компонент среды обитания, важное звено в экологическом равновесии. Утрата любого элемента природы от одного единственного дерева до целостного уголка со своим сложившимся рельефом, растительностью и животным миром во всём многообразии их жизненных связей стала рассматриваться как угроза существованию человека, как потеря жизненных качеств среды.
В то же время мы знаем, что при строительстве автомобильных дорог, например, деревья гибнут десятками тысяч. Характерно и то, что в естественной среде при этом тоже возникает своего рода экологический барьер, межевая линия, затрудняющая многие естественные процессы в окружающей природе (например, передвижение животных).
Отсюда вытекает первый принцип архитектурно-ландшафтной организации в приложении к природной среде – её непосредственное сохранение. Практически этот принцип должен реализоваться уже на стадии проработки вариантов плана дороги. Нынешняя практика отвода земли, к сожалению, неудовлетворительна: предпочтение почти всегда отдаётся естественным природным зонам при сохранении земли, занятых под промышленное или сельскохозяйственное производство. ............