Архитектурные памятники Евпатории
Пройдясь пешком можно быть, заворожен лабиринтом узких улочек в старой части города. Прогуливаясь по ним можно оказаться перед величественной мечетью Джума- Джами, перед затейливо-прихотливым зданием кенасы. А можно отыскать средневековый монастырь дервишей или натолкнуться на турецкую баню. Ближе к морю вам встречаются здания бывших миллионеров, запечатлевшие их архитектурные фантазии. А далее путьпройдёт по набережной, там, где в пышной зелени парков привольно раскинулись дворцы здоровья - санатории и дома отдыха, пансионаты.
Причудлив и разностилен архитектурный облик Евпатории. На нём печать разных эпох, здесь соединились в своеобразный ансамбль памятники разных народов. В городе выделяются три ярко выраженных стиля застройки: современные здания, дореволюционные дачные постройки и так называемая старая часть города с узкими и кривыми улочками. Каждая из трёх частей города существует как бы обособленно, всё это самостоятельные исторические комплексы. Кажется, будто побывал в трёх разных городах, отделённых друг от друга несколькими десяткими метров: сре6дневековом, дореволюционном и современном. И в каждом из них есть свои примечательные архитектурные сооружения.
В старой части города. Перед взором возникаут очертания бывшей татарской крепости Гёзлёв.
Как и все мусульманские города, Гёзлёв застраивался хаотично, без какой-либо заранее продуманной планировки. Задача архитекторов (обычно турецких) ограничивалась лишь строительством того или иного здания. Вот почему в подобных ситуациях видно сеть кривых узких улочек, порою заходящих в тупик.
Легко проследить границу старого города, по которой некогда тянулась мощная оборонительная стена, окружённая глубоким рвом. Если вы пойдёте по улице Революции, затем свернёте на улицу Караева, далее - на улицу Интернациональная, не доходя до рынка выйдете на улицу Дмитрия Ульянова, Пионерскую и вновь повернёте на улицу Революции, то обогнёте границу старого города, имевшего форму пятиугольника.
В старой части города сохранилось не много памятников архитектуры, но каждый из них уникален. Центральное место занимает мечеть Джума-Джами, сохранившаяся на территории нашей страны.
Здание отличается смелостью архитектурного решения, оригинальности планировки, лаконичностью и пропорциональностью форм. В своё время о создании мечети ходили легенды. Согласно одной из них, мастер по имени Сеид-Балли-эфенди за одну ночь построил мечеть, а к утрузакончил свой грандиозный труд. Другие предания приписывают авторские права на Джума-Джами придворному художнику и шуту хана Менгли-Гирея некоему Мен-Арслану. Однако подлинным её создателем является всемирно известный турецкий зодчий Ходжа Синан.
Творчество Ходжи Синана относится к классическому стилю. Им были построены сооружения, пользующиеся мировой славой: мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне. Ходжа Синан прожил долгую жизнь – около ста лет. Грек по происхождению, уроженец деревушки Агирна близ города Кайсери (в Турции), он получил первоначально военное образование, затем вступил в корпус янычар, где учили не только военному, но и фортификационному искусству. Во время военныхпоходов Синан проявил себя незаурядным строителем, и султан назначил его старшим архитектором. ............