Часть полного текста документа:Архивный свет на киевский еврейский погром 1905 г. Весь мир помнит Бабий яр и киевские еврейские погромы 1905 года. В первом случае проделана колоссальная работа по увековечиванию памяти о погибших, во втором - печальное прошлое уже вошло в нашу генетическую память ЗНАКОМ БЕДЫ и превратилось в страшную легенду, сродни Куреневской трагедии, сродни Чернобылю. Бесспорно, существовали очевидцы и они имели что рассказать... Но интересно, что не бессловесным оказался Киевский госархив. Даже такой официозный свидетель не сумел промолчать Чего чаяло накануне двадцатого века киевское еврейство №54 Фонд 317 Опись 1 Документ 1787 Прокурор Киевской судебной палаты Секретная переписка Прокурора Киевской судебной палаты О прокламациях и воззваниях преступного характера 8 января 1901 г. - 28 декабря 1901 г. "Киев, 9 ноября 1900 г. К Обществу "...И бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и желчью". Чуть ли не каждый день нам приходиться слышать о самых разнообразных проявлениях их грубого произвола и насилия, чуть ли каждый день нам приходится испытывать на себе грубый гнёт и запрещений, разных бессмысленных циркуляров, предписаний, распоряжений, сковывающих по рукам и ногам не только отдельные личности, но и целые народности. И кажется нам из всех многострадальных страстотерпцев царящего над нами режима, наиболее "униженными и оскорбленными" являются евреи. Нам всем неоднократно приходилось слышать, что у нас на Руси нет антисемитизма. Да, это правда, у нас нет антисемитизма по образцу западноевропейскому; у нас нет партии, которая выставила бы на своем знамени антисемитизм. Но зато он существует, как правительственная система. Вся бюрократия пропитана ядом антисемитизма, и этот яд незаметной, но сильной струей вливается во все русское общество. И этой отравой только можно объяснить то полнейшее невнимание и равнодушие, с каким наше общество встречает самые возмутительные ограничения свободы и самые тяжкие репрессии, которые градом сыплются на евреев. Мы, группа интеллигентов-евреев, поставивших себе целью будить отравленную антисемитизмом совесть русского общества, хотим только в этом письме обратить его внимание на некоторые стороны этого вопроса наиболее возмутительные, бессмысленные и жестокие. Пусть нам скажут, какими божескими и человеческими законами объясняется тот факт, что шестимиллионная масса еврейского народа насильственно расселена на пространстве нескольких губерний Северо-Западного (современная Республика Беларусь - Веле Штылвелд) и Юго-Западного краев (современная Украина в пределах царских Киевской, Житомирской и Волынской губерний - Веле Штылвелд) и Царства Польского, не имея права переходить за пределы этих губерний, за пределы так называемой еврейской черты оседлости, будучи вынуждены не жить, а задыхаться в грязи и нищете, и изнывать от голода и безработицы. Пусть нам скажут, в какой еще стране встречается подобное попирание самых элементарных человеческих прав, подобный пережиток средневековья, который позорным пятном ложится и на правительство, и на общество, равнодушно к нему относящееся. Где так часто, так непрерывно следуют один за другим самые бесчеловечные и позорные разгромы имущества и благосостояния тысяч мирных граждан, возмутительное надругание над их человеческой личностью? В какой стране устраиваются такие облавы на евреев, не имеющих права жительства? Пусть нам скажут, что еврейский народ, давший миру Моисея, Христа (обращаю внимание читателей - Моисей и Христос поставлены рядом! - Веле Штылвелд), сотни великих ученых, мыслителей, художников, народ, имеющий многовековую историю и очень высокую культуру, заслужил того, чтобы его загоняли как зверя в клетки, в гетто, носящее теперь имя черты оседлости. ............ |