Часть полного текста документа:Аристотель А. Н. Чанышев, А.Н. Шуман Аристотель, (0384-0322, до н.э.) - древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого тела. Аристотель (Aristoteles) (384-322 до н.э.) - великий др.-греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см.: Академия платоновская) в Афинах. После смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как глава своей филос. школы - Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое количество сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике. Будучи учеником Платона, А. подверг платонизм глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. А. колебался в понимании сущности индивида, вида и рода. Его два критерия сущности противоречивы: сущность должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое понятие, но так существует только общее (вид), индивиды не имеют своего понятия. Отклонив реальность родов (они существуют через виды) и платоновское превращение качеств, количеств, отношений, действий и т.п. в самостоятельные идеи, А. склонился к признанию первичности вида относительно индивида и рода, обозначив его как "морфэ" (лат. "форма"), "первая сущность" (только в "Метафизике" и в "Категориях" первая сущность обозначает индивидов), "то, что было и что есть", т.е. устойчивое во времени (в пер. "суть бытия", "чтойность"). В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам статус активных сил, оформляющих внутренне и внешне и переоформляющих пассивное вещество ("хюлэ", материю), порождая предметы чувственного физического мира. Формальные и материальные универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причинами. Мудрость ("первая философия") - наука о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения - Бог как неподвижный перводвигатель. Общая цель - благо; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он "сам-себя-мыслящее мышление". В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу. В наукоучении А. выделял "теоретические" (созерцательные, без выхода в презираемую ими утилитарную практику) знания. К теоретическим знаниям относятся: мудрость, "первая философия" (позднее - метафизика), физика ("вторая философия") и математика. "Практические", неподлинные знания (в них ввиду сложности предмета приходится выбирать, тогда как в теоретических науках выбора нет: или знание, или ложь): этика и политика; "творческие" науки, ограниченные искусством. А. не уделяет внимания промышленной деятельности, оставшейся у него, - аристократа-рабовладельца, без внимания. ............ |