Часть полного текста документа:Арним Ахим, фон Р. Шор Арним Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781-1831] - немецкий поэт, друг Кл. Брентано, Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге [1804-1808]. Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием "Des Knaben Wunderhorn", немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802. Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди которых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица (см.) и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: "Des Knaben Wunderhorn" определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но - через творчество гениального ученика романтики Гейне (см.) - оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок). Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является "Zeitung fur Einsiedler", издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. "Беттина"), вторую половину жизни проводит частью в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф. Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант - А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить "патриархальные" отношения с "1 200 душ, населяющими мои семь деревень". Лит-ая деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: "Hollins Liebeleben" [1802], "Ariels Offenbarungen" [1804], "Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Grafin Dolores" [1810]; мистерия "Halle und Jerusalem" [1811]; ряд исторических драм ("Der Auerhahn", "Die Befreiung von Wesel", "Die Appelmanner", "Der Stralauer Fischzug", "Die Gleichen" и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: "Der tolle Invalide" [1818], "Owen Tudor" [1821], "Frau von Saverne", "Furst Ganzgott und Sanger Halbgott" и др. Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман "Die Kronwachter" [1817], фантастическая новелла "Isabella von Aegypten" [1811] и "Die Majoratsherren" [1820]. В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения "Grafin Dolores" как протест против "Люцинды" Шлегеля (см.) и с магическим идеализмом Новалиса (см.) (осмеянным в образе путешественника во II ч. "Halle und Jerusalem"). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма. Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в "Halle und Jerusalem"). ............ |