Министерство образования Российской Федерации
Тульский государственный университет
Кафедра истории и культурологии
Курсовая работа по дисциплине Культурное наследие Тульского края
А.С. Хомяков: творческий портрет. Славянофилы и Тульский край
Тула 2008
Введение
В данной курсовой работе мы попробуем проследить влияние на судьбу Тульского края А.С. Хомякова, как личности и как человека, несущего в массы новую по тем меркам идею – славянофильство.
Его идеи изучают литераторы и историки сегодняшних дней, ведётся достаточно много споров. Всё это говорит о том, что этот человек сыграл не последнюю роль в истории нашего государства. Особенно важно то, что отец его жил на тульской земле и сам Хомяков после выхода в отставку жил в Тульском крае, занимался сельским хозяйством в своём имении. Мы попробуем отследить связи Хомякова А.С. с Тульским краем, как жизнь Хомякова отразилась на Тульском крае, современной Тульской области.
Из жизни Алексея Степановича Хомякова можно вынести достаточно много идей - этот человек не зря прожил жизнь, после него остались его произведения, статьи, письма. Его не забыли наши земляки, мало того сейчас люди очень активно обсуждают его рассказы, деятельность, идеи.
Хомяков Алексей Степанович изучил много книг по истории, проник в суть религий – православной и католической. Он проанализировал влияние различных исторических событий на жизнь русских людей. Как итог этой работы – появилась его историко–социологическая концепция славянофильства. А.С. Хомяков стал душой того круга русского общества, в котором зародилось новое направление русской общественной мысли - идеи славянского братства, славянофильство. Основные положения учения славянофилов он изложил в своей статье «О старом и новом» (1839), а затем он выступил в журналах «Москвитянин», «Русская беседа» и др., в литературных салонах Москвы, стал признанным оратором и блестящим полемистом, неутомимо отстаивавшим свои взгляды на русское общество, православие, самодержавие, народность, общинное устройство России.
Хомяков считал, что различие исторических путей России и Запада лежит в неодинаковости внутренних «начал» русской и западноевропейской жизни. За «начала» принимались формы религиозного мировоззрения: в первом случае - православие как истинное христианство, во втором - католицизм, в котором, по его убеждению, учение Христа подверглось искажению. Религия рассматривается Хомяковым не только как движущая сила, но и как фактор, определяющий общественное и государственное устройство, народный быт, мораль, склад характера и мышление народов.
Биографы А.С. Хомякова описывают, например, такой удивительный факт из его жизни. Один преступник, совершивший немало злодеяний, а впоследствии раскаявшийся и воцерковившийся, рассказал о том, что его подтолкнуло к этому шагу. Однажды он задумал ограбить барскую усадьбу в Тульской губернии. Несколько дней он прятался в лесу и следил за распорядком жизни обитателей усадьбы. В конце концов наметил ночь, в которую намеревался совершить свое преступление. Как он сам говорил впоследствии, он не остановился бы перед "душегубством" (убийством), если бы кто-то попытался помешать ему совершить намеченное. ............