Часть полного текста документа:Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта Кандидат педагогических наук, доцент Р.Н. Волховских, кандидаты педагогических наук В.Б. Карпенко, Д.В. Логинов, Московская государственная академия физической культуры Экологическая тематика приобретает в современном мире все более актуальный характер. Один из главных вопросов, рассматриваемых экологией человека, - это адаптация к различным условиям. Очевидно, что адаптация лиц, занимающихся физической культурой и спортом, к местным климатическим и социальным условиям и к различным режимам двигательной активности лежит в плоскости нового направления экологической науки о человеке - экологии физической культуры и спорта. Экологический подход в теории и практике физической культуры и спорта поможет, на наш взгляд, по-новому посмотреть на уже известные положения. Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме физического воспитания школьников, в настоящее время все еще нет конкретного решения вопроса о необходимости повышения эффективности средств и методов физической подготовки подрастающего поколения в связи с изменением экологической обстановки как в отдельных регионах, так и по всей стране. Актуальность исследований в данном направлении обусловлена недостаточной обоснованностью и дефицитом разработок по развитию физических качеств школьников с учетом конкретных условий организации процесса их физического воспитания. Кроме того, обоснование характеристик двигательной подготовленности и физического развития учащихся в совокупности с экологическими факторами даст возможность осуществлять дифференцированный подход при планировании учебно-тренировочных нагрузок в зависимости от уровня подготовленности учащихся и их возрастно-половых особенностей. А разработка системы педагогического контроля за развитием выносливости, быстроты, силы и скоростно-силовых качеств позволит корректировать учебный процесс не только на школьных уроках физической культуры, но и во внеурочных формах занятий. Результаты массового тестирования школьников 5-11-х классов кавказского региона показали, что в большинстве случаев выполнение контрольных нормативов находится на уровне 50%. В силовом упражнении, каким является подтягивание на перекладине для мальчиков, самые низкие показатели наблюдались в 6-х и 7-х классах (соответственно 23 и 25%), самый высокий - в 5-х (47%) и в 11-х классах (45%), что объясняется онтогенезом силовых качеств. У девочек же показатель силы по результатам сгибания и разгибания рук в упоре лежа снижался к 11 -му классу, что говорит о недостаточной двигательной активности старшеклассников, связанной и с этническими особенностями. Самый низкий процент выполнения норматива был выявлен в беге на выносливость у юношей 11-х классов (15%). Резкое снижение результатов по сравнению с 8-ми и 9-ми классами (соответственно 42 и 40%) объясняется тем, что на возраст 15-16 лет приходится пик максимального прироста массы тела, обусловленного в основном ростом жирового и мышечного компонентов (Н.Ж. Булгакова с соавт., 1982). Из обследуемых девушек норматив по кроссу в 8-м классе выполнили 23%, в 9-м - 18%, а в 11-м - только 8%. У девушек в этом возрасте прирост массы тела превалирует над приростами двигательных качеств. ............ |