Часть полного текста документа:Ассоциация В. Асмус В психологии термин "Ассоциация" означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов. В руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего механизма таких соединений - в отличие отдела об апперцепции (см.), изучающего специфическое преобразующее воздействие, которому новые элементы, вступающие в поле сознания, подвергаются со стороны уже сложившихся ранее психических образований. - Понятие А. приобрело первостепенное значение в психологии английских эмпириков, как материалистического (Гертли, Пристли) так и идеалистического (Давид Юм) толков. У Гертли [1704-1757] и у Юма [1711-1776] термин "А. идей" равносилен термину "А. представлений". В учении об А. представители английской ассоциационной школы исходили из допущения, будто представления могут возобновляться в сознании с теми же признаками, что и в первый раз. В связи с этим учение об А. должно было объяснить механизм воспроизведения представлений, напр. в памяти или в воображении. Из многообразных видов сочетания психических элементов ассоциационная школа изучала преимущественно различные формы воспроизведения, в которых ассоциированные представления следуют друг за другом во времени. Опираясь на данную Аристотелем логическую схему для актов припоминания, психологи пытались наметить классификацию различных видов А. Обычно различают, с одной стороны, А. по сходству и контрасту, с другой - А. по одновременности и последовательности. Два последних вида часто объединяют в понятии А. по смежности. В дальнейшем развитии описательной психологии был сделан ряд попыток - свести все виды А. к одному основному типу, обычно - к А. по смежности. С успехами экспериментальной психологии пало значение ассоциационной теории: было доказано, что вся теория А. вращается в ложном кругу, ибо представления, которые рассматривались этой теорией как неделимые элементы, сами оказались продуктом А. сложных психических образований. Кроме того было доказано, что процессы воспроизведения, - а они составляли главный объект ассоциационной теории, - никогда не могут быть тождественным повторением прежних впечатлений. - Теория А. проникла и в эстетику. Фехнер [1801-1887] ввел понятие А. в изучение эстетического восприятия. Анализируя условия эстетического удовольствия, Фехнер устанавливает шесть эстетических принципов или законов, в числе которых видное место занимает принцип А., или материальный принцип, определяющий содержание эстетического удовольствия. Наряду с "принципом А." Фехнер ввел в теорию восприятия различие прямых и ассоциативных факторов эстетического впечатления. По Фехнеру, эстетическое впечатление складывается, во-первых, из впечатлений, обусловленных свойствами самого воспринимаемого предмета, и, во-вторых, из представлений, которые не имеют прямого отношения к воспринимаемому объекту и присоединяются к нему на основе всего предыдущего опыта личности. Громадная роль ассоциативного фактора состоит, по Фехнеру, в том, что благодаря ему предмет не просто воспринимается или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию нашей жизни, вступает в связь с этим содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, которых, сам по себе, без ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может. ............ |