МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.А. КУЛЕШОВА»
Реферат по религиоведению
на тему
«Атеизм К. Лыщинского»
МОГИЛЕВ 2011
Содержание:
Введение
Биография Казимира Лыщинского
Мировоззрение К. Лыщинского
Заключение в тюрьму и смерть К. Лыщинского
Сообщения из парижской «Газетт»
Заключение
Библиографический список
Введение
…Даже люди, которые знают, что есть истина,
Учат, что это ложь.
Благоразумное учение мудрецов — обман!
К. Лыщинский
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств. Так, в XVII – первая половина XVIII вв. на смену идей ренессансного гуманизма XVI–XVII вв. и реформации приходит схоластическая философия.
В конце XVII в. наиболее известным схоластом в Вильно прослыл В. Тылковский (около 1624–1695). Некоторые из его сочинений переиздавались на латинском языке и в переводах в Париже, Вене, Аугсбурге и других городах. Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. Его основная работа, «Логика», написанная на латинском языке, пользовалась спросом в учебных заведениях Франции и Англии. Острое противоборство между основными христианскими конфессиями, взаимные обвинения, угрозы и преследования не только разжигали религиозные страсти, но, с другой стороны, вызывали у некоторых людей неприязнь к религии. Заметным событием этой эпохи стало судебное разбирательство и казнь атеиста Казимира Лыщинского (1634–1689). По своим социальным воззрениям Лыщинский был противником феодальной иерархии и сторонником общества, основанного на гражданской свободе [1].
К. Лыщинский (ок. 1634-1689) –польско-литовско-беларусский материалист и атеист. В трактате «О несуществовании бога» Лыщинский объявил бога плодом фантазии, а в качестве единств, реальности признавал материальный мир. Отрицал бессмертие души и доводы теологов о врожденности религиозных идей. Высшим авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии, утверждал, что определенные общественные силы заинтересованы в невежестве масс. Его часто называют белорусским Джордано Бруно. У нашего соотечественника был не менее дерзкий разум, чем у его итальянского брата по духу. Так же трагически сложилась и его судьба. За атеистические взгляды Лыщинский был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре [2,8].
Атеизм (от греч. аtheos, франц. аtheisme – безбожный) – высшая форма свободомыслия. Она выражается в категорическом неприятии религиозных представлений и культа, в утверждении самооценности бытия мира и человека [4].
Биография К. Лыщинского
Казимир Лыщинский (польск. Kazimierz Łyszczyński, белор. Казімір Лышчынскі) происходил из древнего белорусского шляхетского рода Корчаков. Родился 4 марта 1634г. в фольварке Лыщицы, расположенном в 20 верстах к северу от Бреста. Отец — Иероним Казимир Лыщинский (1581—1670), мать — София Балынская [5,10].
Образование получил сначала в Берестейском иезуитском коллегиуме, позже в Ягеллонском университете в Кракове (по некоторым данным в Виленской иезуитской академии). ............