СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономика аудиторской деятельности
2. Этический кодекс аудитора
3. Юридическая ответственность аудитора (аудиторской фирмы)
4. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм
1. Экономика аудиторской деятельности
В сложившейся мировой практике аудит является коммерческой деятельностью, осуществляемой специализированными организациями в сфере производства и оказания профессиональных услуг. Услуги аудиторских фирм связаны с обработкой и с квалифицированной оценкой информационных систем и информационных ресурсов, которые в соответствии с законодательством большинства экономически развитых стран являются товаром.
Источник прибыли аудиторских фирм — результат вложения специальных знаний и применение специальных технологий и методик для создания конечного продукта — аудиторского заключения.
Таким образом, товаром, реализуемым аудиторскими фирмами, является квалифицированное мнение специалиста, позволяющее потенциальным пользователям аудиторских услуг принимать решения об использовании своих средств и извлечении на основании этого дополнительного дохода.
Производственно-коммерческий цикл аудиторской фирмы состоит из четырех стадий:
1) получения входящей информации;
2) производства информационных систем и информационных ресурсов;
3) хранения информационных ресурсов;
4) реализации конечного продукта (оказание аудиторских услуг).
Исходной информацией для аудиторских фирм служит:
• законодательно-нормативная информация, получаемая ими за плату из официальных бюллетеней, периодической печати, информационно-справочных баз данных («Консультант», «Гарант» и т.п.), а также непосредственно от информационных служб законодательных и исполнительных органов государственной власти;
• справочная и методическая информация, получаемая из научных, специальных и справочных изданий, Интернета, публикаций, а также в ходе проведения семинаров, конференций, симпозиумов и т.п.;
• маркетинговая информация (т.е. информация о конкурентах и потенциальных клиентах), получаемая из общедоступных источников (СМИ, Интернета и др.), а также на договорной основе от специализированных фирм;
• информация об аудируемой системе, предоставляемая на договорной основе клиентом для аудита.
Процесс производства в аудите заключается в соединении исходной информации с профессиональными знаниями и навыками аудиторского и обслуживающего персонала для создания информации в виде аудиторского заключения. Этот процесс состоит в осмыслении и систематизации исходной информации, ее обработке на основе создаваемых внутри фирмы методик и формировании исходящей информации в соответствии с международными, национальными и внутрифирменными аудиторскими стандартами. Конечная цель (и смысл) аудита — оценка достоверности информации о состоянии бизнеса клиента. Ввиду публичности института аудита процесс контроля качества технологических процессов в данном виде деятельности строго регламентируется профессиональными стандартами и занимает одно из ключевых мест в системе базовых бизнес-процессов.
Специфика процесса оказания профессиональных аудиторских услуг заключается в следующем. Во-первых, в большинстве аудиторских фирм маркетинг и продажи интегрированы. Как правило, один из партнеров, закрепленный за крупным клиентом, сам же и убеждает его порекомендовать услуги фирмы знакомым руководителям других компаний. ............