Часть полного текста документа:Августин Бетанкур В. Е. Павлов К 250-летию со дня рождения Выдающийся инженер XVIII века Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) работал большей частью в Санкт-Петербурге, но и в Москве обессмертил свое имя, став автором проекта одного из знаменитейших московских зданий - Манежа, так что первопрестольная по праву чтит его в числе своих созидателей... Он родился в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. Через год королем Испании становится Карл ІІІ. Наступает эпоха "просвещенного абсолютизма", когда открывались ремесленные школы, обновлялись и строились новые пути сообщения, развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля, работали академии и различные научные общества. При Карле III Бетанкуру, ставшему уже к 30 годам крупным специалистом, удалось осуществить многие свои проекты, в том числе создать в стране передовую систему подготовки инженеров путей сообщения. Однако в 1788 году после смерти Карла ІІІ испанский престол занял безвольный Карл ІV, при котором фактически правил фаворит королевы дон Годой, отказавший Бетанкуру в реализации многих его планов. И тогда тот по приглашению Александра I переехал в Санкт-Петербург. Первым воплощенным в России инженерным проектом Бетанкура стал воспетый Пушкиным фонтан "Девушка с кувшином" в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П. П. Соколов), сооруженный в 1810 году. Затем Бетанкур создал проект оригинальной механической землечерпалки с паровой машиной для очистки рек и каналов. В августе 1812 года землечерпалка, изготовленная Ижорским заводом при его участии, была доставлена в Кронштадтский порт и запущена в работу. В 1813 году по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку - Каменноостровский, вызвавший восторженные отзывы современников. Вообще при Бетанкуре его ученики заложили основы проектирования новых конструкций мостов - висячих Пантелеймоновского и Египетского через Фонтанку, Почтамтского через Мойку, Банковского и Львиного через Екатерининский канал. В 1829-1830 годах был сооружен уникальный Мало-Конюшенный мост через Мойку и Екатерининский канал, а в 1828-м - Большой Конюшенный мост через Мойку, ставшие неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга. Впрочем, вернемся немного назад. Год 1816: в Петербурге на Охте строится первый лесопильный завод, оснащенный сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, - прообраз многих последующих аналогичных заводов в России. Год 1818: в столице вошла в строй возведенная по проекту Бетанкура и под его непосредственным руководством ассигнационная фабрика "Экспедиция заготовления государственных бумаг" (ныне фабрика "Гознак"). Бетанкур спроектировал и построил два фабричных отделения - бумагоделательное и типографское, сконструировал для них паровые машины и оборудование, изготовленные частью в Петербурге, частью в Англии, разработал специальный рецепт изготовления бумаги из пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр и особую технологию нанесения их на бумагу, изготовил нумерационную и грифовальную машины. Год 1821: начал действовать "бетанкуровский" Исаакиевский наплавной мост, соединивший берега Невы по линии "Исаакиевский собор - здание 12 Коллегий", по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава. Год 1823: по проекту Бетанкура на Большеохтинском кладбище возводится оригинальная каменная Георгиевская церковь (разобрана в 1938 году). Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные А. ............ |