Часть полного текста документа:ЭССЕ на тему Азиатская модель - сильные стороны Раздел: история Формат: Microsoft World Автор: Лабутина Екатерина, klabutina@mail.ru Использование: Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Пермь 2005 Оценке 5. Часто в зарубежной да и в отечественной литературе мы встречаемся с утверждениями о том, что азиатская модель оказывает только негативное влияние на развитие общества. Например, что при азиатском способе производства изъятие и перераспределение прибавочного и части необходимого продукта требует создания мощного госаппарата и бюрократии, власть которых основана на физическом принуждении и терроре, круговой поруке и коллективной ответственности общинников; что при азиатской модели государство осуществляет тотальный контроль за поведением и даже образом мыслей каждого гражданина, жестко подчиняя их своим целям. Однако существует и ряд положительных черт у этой, казалось бы на первый взгляд, недостаточно хорошей модели. Как мы знаем, высшими ценностями этой системы были физическое выживание (закон), стабильность, порядок и передача материальных и моральных ценностей из поколения в поколение. Первая и третья ценности являются весьма положительными. Кроме того, стабильность обеспечивала, как мы видим из истории, государственному устройству долговечность и устойчивость. Даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила азиатскую модель в миниатюре. Но как же могли появиться в условиях азиатской модели эти достаточно положительные черты? Стабильность государств с азиатским способом производства поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыкой небес. Впоследствии фараон был наделен "солнечным именем" - он стал богом Ра. В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов. Кроме того, фараон в Древнем Египте исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Отсюда мы видим, что для людей восточных государств важней всего был порядок в их стране и в мире в целом. Существование порядка объясняется тем, что в восточном обществе была строгая иерархия: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Кроме всего прочего, в восточных государствах уже существовали торговые отношения с другими странами, но они были еще недостаточно развитыми. Торговля проводилась купцами, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая между отдельными районами. Что же касается правовой системы в государствах азиатской модели, то во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. В Древнем Египте считалось, что отношения людей в государстве строятся на основе божественной справедливости и порядка, истины. Утверждают ее боги и цари: благодаря законам преодолеваются хаос, дисгармония. В сборниках законов древней Индии написано, что если бы не были введены жесткие законы и наказания за их нарушения, то "более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле". ............ |