Министерство высшего и среднего специального образования РУз
ТГПУ им. Низами
Самостоятельная работа
по предмету: Семейная психология
На тему: Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка
План
Введение
1. Исторический экскурс
2. Бабушки и дедушки в современной семье
3. Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек
Заключение
Литература
Введение
Социализация в семье
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными , агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка.
Детерминанты воспитательного процесса.
Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к этому крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рассуждений.
Согласно Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.
Социальный контекст.
Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сенситивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. ............