Часть полного текста документа:Бахтин Михаил Михайлович Т.В. Щитцова Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) - философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог. Предполагается, что две его работы "Фрейдизм: Критический очерк" (1927) и "Марксизм и философия языка" (1929, 1930) были изданы под именем В.Н. Волошинова, а кн. "Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику" (1928) под именем П.Н. Медведева. Первый период творчества Б. охватывает 1920-е гг., он характеризуется интересом к филос. проблематике. Во второй период (кон. 1920-х - сер. 1930-х гг.) Б. выпустил в свет один из своих основных трудов - "Проблемы творчества Достоевского" (1929), (в последующих изд. "Проблемы поэтики Достоевского"). В третий период Б. занимался в основном проблемами истории и теории литературы. Б. коренным образом переосмыслил проблему связи между Я и Ты, Я и Другими. Диалог не просто выступает у него как средство обретения истины, модус благоприятного человеческого существования, а оказывается единственным средством узнавания бытия, соприкосновения с ним. В диалоге позиция каждого расширяется до бытийственности. Бытие, по Б., это не мир вещей, не всепроникающая материя. Онтология рождается только тогда, когда между различными сущностями возникает общение. Это и есть единственный бытийственный мир. В ранней работе Б., названной публикаторами "К философии поступка", ключевые слова: "событие", "событийность", "поступок", "не-алиби в бытии". В их ряду особо важным является понятие "Другой". Оно позволяет раскрыть "архитектонику" человеческих взаимоотношений, выявить роль диалога и полифонизма в целостном постижении бытия. Углубляя представление о "другости", Б. определяет свое отношение к филос. традиции в ее логико-гносеологических и интуитивистских формах. В работах Б. содержится критика философии жизни, экзистенциализма и персонализма за эстетизацию бытия и разрушение "правды нашего взаимоотношения". Особое внимание Б. уделяет тому, как соотносится мир жизни и мир культуры. Ценность исследований Б. в том, что им утверждены принципиально новые установки изучения литературного творчества, культурной практики в целом. Б. проанализированы три открытия Ф.М. Достоевского, имеющие формально-содержательный характер и представляющие собой три грани одного и того же явления. Первое открытие - совершенно новая структура образа героя. Второе - изображение, точнее, воссоздание саморазвивающейся и неотделимой от личности идеи. Она становится предметом художественного воплощения, но не в качестве филос. или научной истины, а как человеческое событие. Основная особенность романов Достоевского - множество самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний. Третьим открытием Достоевского Б. считает диалогичность как особую форму взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями. В работе Б. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (написана в 1940, изд. в 1965) исследуются народные праздники, карнавалы, выделяется особая роль смеха в истории культуры. *** Известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б.: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965, 1990), "Эстетика словесного творчества" (1979, 1986), "Работы 1920-х годов" (1994), "Проблемы творчества и поэтики Достоевского" (1994) и др. ............ |