Часть полного текста документа:Бакфарк Греф Бакфарк Балинт (Валентинус) /Greff Bakfark/ (1507 - 1576) - считался непревзойдённым исполнителем-лютнистом своего времени, в Польше даже сложилась поговорка: "после Бакфарка не каждый возьмется за лютню". Для лютни им написано множество пьес, фантазий, ричеркаров. Получили известность также его лютневые переложения, в частности обработки польских народных песен. Он работал в Австрии, Франции Италии. Этот знаменитый лютнист и композитор, служил придворным музыкантом во многих городах Европы в т.ч. у венгерских и польских королей. Венгр по происхождению (Грефф - фамилия его матери), Бакфрак родился в Брассо (Кронштадте, Зибенбюрген) в 1507 году, по масштабу его дарования и связям с различными европейскими странами, он считается значительной творческой фигурой музыкальной Европы второй половины XVI века. Годы его обучения музыке прошли, по-видимому, при дворе венгерского короля Яноша, а позднее молодой музыкант находился на службе у него, пока король не умер в 1540 году. Затем, вероятно, Бакфарк побывал во Франции, а с 1549 года стал придворным музыкантом польского короля Сигизмунда Августа II. С 1551 по 1554 год он с одним из своих меценатов посетил Кёнигсберг, Данцинг, Вюттенберг, Аугсбург, Лион, был в Париже при дворе, позднее в Риме, Венеции - и опять вернулся к польскому двору в Вильно. Когда, в 1553 году в Лионе был опубликован сборник его пьес для лютни ("Intabulatura"), Бакфарк был уже прославленным композитором-лютнистом. В 1565 году новый сборник его произведений ("Harmoniarum Musicarum...") вышел в Кракове. В 1566 - 1568 годы Бакфарк работал при дворе императора Максимилиана II в Вене, после чего вернулся на родину в Зибенбюрген. Наконец в 1571 году он уже в Италии, в Падуе. Там Бакфарк и скончался от чумы в 1576 году. Пример биографии Бакфорка по-своему показателен. Талантливому лютнисту открывались пути к королевским и императорскому дворам, он путешествовал со своими покровителями по многим крупным музыкальным центрам, его произведения печатались в Лионе, Кракове, Антверпене, его знали по всей Европе. Это свидетельствует не только о всеобщем распространении лютни и лютневой музыки, но и о престиже её мастеров. Между тем Бакфарк в своём творчестве придерживался тех же родов композиции, какие были характерны для его современников в Италии, Германии, отчасти Испании. Он писал фантазии для лютни, начиняя их имитациями, а затем переходя к колорированию верхнего голоса при меньшей активности остальных. По своему складу его фантазии были, пожалуй полифоничнее, чем у итальянцев, и вместе с тем ближе к тематизму традиционной полифонии "a capella", чем у испанцев. Многие места в его сборниках заняли обработки многоголосых вокальных произведений: Жоскена Депре (motet, chanson), Н.Гомберта (мотеты), Клеменса-не-Папы (мотеты), Жанекена (chansons), Аркадельта, Вердело, Крекийона, Ришафора и ряда других (по преимуществу французских) композиторов. Обработки эти достаточно строги, но буквального следования за текстом оригиналов в них нет: композитор широко пользуется "колорированием" мелодий, применяя именно лютневые украшения, ускоряет или замедляет отдельные фрагменты, изменяя соотношение между ними, и т.д. В сравнеии с общим уровнем репертуара лютни сборники Бакфарка очень серьёзны: в них нет танцев, нет бытовых песенных форм - по своему времени он скорее "академичен". ............ |