Часть полного текста документа:Бакунин Михаил Александрович А. И. Резниченко Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - русский революционер, публицист, идеолог анархизма. Дворянин по происхождению. Учился в Петербургском артиллерийском училище (с 1826 по 1832), служил в армии. В 1834 Б. вышел в отставку и поселился в Москве, где близко познакомился с В.Г. Белинским и Н.В. Станкевичем и стал активным членом их кружка. В этот период Б. изучал философию Ф.В.Й. Шеллинга, И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, отдавая предпочтение последней (наиболее значимые работы этого периода - "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838) и "О философии" (1840). 1840-е гг. во многом стали переломными для Б.: в июне 1840 он едет продолжать образование в Берлинском ун-те, где знакомится с одним из лидеров левых гегельянцев А. Руге, и - позже - принимает активное участие в европейском революционном движении и в революции 1848- 1849 (среди его близких знакомых - К. Маркс, П.Ж. Прудон и др.). Один из непосредственных руководителей вооруженного восстания в Дрездене; после провала восстания в мае 1849 был арестован, дважды приговаривался к смертной казни саксонским и австрийским судами, и после нескольких месяцев заключения в тюрьмах Чехии, Австрии и Саксонии в 1851 выдан царскому правительству. Именно в эти годы окончательно сформировались основные темы творчества Б.: тема свободы и связанная с ней тема необходимости революции как преимущественно деструктивного акта, эту свободу обеспечивающего ("необходимо разрушить этот старый мир... Необходимо смести все с лица земли, дабы очистить место для нового мира", - писал Б. в "Воззвании русского патриота к славянским народам" (1848), и тема социально-экономической и общественно-политической моделей, эту свободу обеспечивающих (соответственно - общины как демократического ин-та, чьими основными характеристиками являются общинное владение землей, мирское самоуправление и вера крестьян в их собственность на землю; и федерации, в рамках которой национальные гос-ва отказываются от верховной власти, передавая ее в руки особого органа - совета, а внутреннее устройство народов основывается на "равенстве всех, свободе всех и братской любви"). Проведя сначала в заключении, а затем - в ссылке в Сибири в общей сложности около 10 лет, в 1861 Б. бежал из ссылки за границу и активно включился в революционное движение. Эволюция взглядов Б. 1860-1870-х гг. во многом вызвана трансформациями культурной и политической жизни Европы, и прежде всего - созданием I Интернационала, активное участие в деятельности которого Б. принял в 1864 (наиболее важные в филос. смысле работы данного периода - "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867) и "Философские рассуждения о божественном признаке, о действительном мире и о человеке" (1870-1871). Именно к этому этапу жизни Б. относится окончательная формулировка его анархистской доктрины, "заявленной" еще в 1840-е гг. Фундаментальной категорией этой доктрины является категория свободы, которая "есть господство над внешними вещами, возникшее в результате познания законов природы... это наука, работа, политическое возмущение" и "организация, одновременно разумная и свободная, социального общества". Власть гос-ва и церкви (или, в ее "ослабленном" варианте, метафизики) является для Б. ............ |