Часть полного текста документа:Баланс "Хочу/Должен" Владимир Владимирович Зюзько Проходя сертификацию на мастерском курсе, я стал свидетелем беседы двух НЛП-мастеров со стажем, один из которых рассказал о себе примерно следующее: "Я работаю очень много, постоянно мотивирую себя на работу. Бывают моменты, когда делать ничего не хочется, но я понимаю, что время уходит, а сделать нужно еще очень много. Тогда я использую определенные техники для поднятия собственной мотивации. И в таком режиме я могу работать довольно долго. Но потом наступает срыв - я заболеваю. Видимо, это защитная реакция организма. Я болею 5 - 7 дней, отдыхаю. После этого опять долго могу работать достаточно напряженно. Потом опять заболеваю. И как-то так приспособился к такому режиму..." Такую картину можно наблюдать довольно часто не только в профессиональной среде НЛП, но и среди других групп населения. Бывает, что период между фазами "отдыха" (во время болезни) сокращается, а продолжительность болезни увеличивается. И тогда может произойти серьезный нервный или психический срыв. Например, медикам хорошо известно, что максимальное количество суицидов среди студентов приходится как раз на период сессий. Слушая диалог, я в очередной раз вспомнил небольшую технику, которая помогла мне самому переосмыслить многое в своей жизни, посмотреть на события под другим углом зрения, научила прислушиваться к пожеланиям собственного тела и души. Но сначала немного истории. Как-то раз, когда моему сыну было 3 года, мы собирались в гости. Сын хотел надеть свои любимые удобные штаны, хотя они уже были довольно потрепанными. А я объяснял ему, что в таких штанах ходить в гости неприлично - надо одеть новые, красивые. Сын очень долго и внимательно слушал меня целых 5 минут, после чего сказал, что он все равно хочет пойти в своих штанах. Я опять объяснил, почему нужно одеть все-таки новые штаны. И сын снова внимательно и долго слушал меня, потом рассердился, нахмурился, топнул ногой и сказал: "А я все равно хочу!" Пришлось идти в гости в старых штанах... И тогда я подумал, как все-таки интересно устроены дети. Может быть, сын прав. Что важнее: собственный комфорт или то, что могут сказать, как посмотреть или подумать другие люди? Так родилась идея! Я взял лист бумаги формата А-4, разделил его пополам, в верхней части большими красивыми буквами написал слово "ХОЧУ", в нижней части маленькими буквами - слово "должен" и стал задавать себе вопросы. ХОЧУ Должен (надо, обязан, необходимо...) 1. Что? 2. Кому? 3. Почему (с какой стати)? 4. Ну и что? Разукрасить слово "ХОЧУ". Слово "должен" маленькими буквами. 1. Что? Я вспомнил несколько ситуаций и свое поведение в этих ситуациях. Подумал, чем же продиктовано мое поведение? Или кем? Если приходило понимание того, что поступок продиктован словом "должен", я переходил к следующему вопросу. 2. Кому? Должен ли я сам себе? Или мое поведение продиктовано какими-то убеждениями, полученными в течение жизни? Например: деньги достаются тяжелым трудом, поэтому я должен много и напряженно работать, чтобы хорошо зарабатывать. Кто сказал, что так должно быть? 3. Почему? Отвечая на этот вопрос, я очень часто заходил в тупик, а если все-таки находил ответ, то задавал еще один вопрос: "С какой стати?" 4. ............ |