Часть полного текста документа:Башня терпимости Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Одно из модных словосочетаний сегодня - "информационный повод". С него и начнем. 14 января 2003 г. в музее им. А. Сахарова открылась выставка "Осторожно, религия!" Название вполне соответствует принятым в правозащитной среде политическим лозунгам типа "Осторожно, диктатура!" или "Осторожно, фашизм!" И вызывает необходимые ассоциации. "Склейка" примитивная, топорная. Цель - уравнять религию с фашистской диктатурой. Кто тут без штанов? Хотя каких уж особых изысков можно было ожидать от участников такой экспозиции, один из которых, А.Тер-Оганьян, несколько лет назад орудовал топорно в буквальном смысле слова, разрубая топором иконы на выставке в Манеже и преподнося это как новое слово в искусстве перформанса. А другой (О.Кулик) в какой-то момент своей творческой биографии так примитивизировался, что оголился, встал на четвереньки, залез в клетку и, изображая собаку, гастролировал по цивилизованному миру с долго не ослабевающим успехом. Американцы оценили фантазию художника по достоинству. Они приезжали в Нью-Йорк из самых дальних штатов, чтобы посмотреть, как собака-Кулик жадно лакает из миски, рычит и гавкает, грызет кость и испражняется. Некоторые зрители русского перформанса рыдали от умиления и признавались, что в Америке давно не было такого чудесного, трогательного зрелища. Остальные участники выставки в Центре Сахарова (их было около сорока) пока не обладают мировой известностью, но, вероятно, на нее рассчитывали. Все экспонаты мы описывать не будем. Упомянем лишь некоторые. В.Мамышев-Монро, по его собственному определению, "художник, востребованный новой Россией", представил имитацию иконы Спасителя с прорезями вместо лика, рук и Евангелия. Посетителям предлагалось "вставиться" в прорези и сделать снимок на память. Фотоаппарат услужливо стоял на треножнике и ждал заказчика. Другой изобретатель, А. Косолапов, прибывший из США (вероятно, для того, чтобы осчастливить свою отсталую историческую родину последним словом постмодернистского искусства) повесил рекламу "Кока-Колы", на котором рядом с логотипом напитка был лик Христа и надпись "It's my blood" ("Сие есть кровь Моя"). Среди других экспонатов - фотография голой бабы, как бы распятой на кресте; фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок. А на потолке выставочного зала - тоже крест, только составленный из нарисованных голых тел в непристойных позах. Были в экспозиции и оскверненные иконы, и демонстрируемая с монотонным садизмом на видеоэкране отрезанная рыбья голова, которая трепыхалась в луже собственной крови (по-видимому, подразумевалась агония христианства, ведь рыба - древнейший христианский символ). Не знаем, была ли выставка удостоена внимания зрителей до того дня, когда туда пришли шестеро мужчин, которые поступили так, как должен поступить любой верующий человек, увидев глумление над своими святынями: они их, как могли, защитили. Нет, не взорвав выставочный зал и даже не двинув в челюсть хотя бы одного из "творцов", а лишь замазав особо пакостные места краской из баллончиков. Да еще написав кое-где той же краской нелицеприятные, но справедливые слова про виновников безобразия... Милиция приехала незамедлительно, через 4 минуты после вызова, и схватила "вандалов". Как сказал потом на пресс-конференции директор Центра Ю. ............ |