Часть полного текста документа:Батальная музыка в России Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, Витториа и Анерио; военные сцены и битвы в изобилии встречались в старинных венецианских и неаполитанских операх. Но особенно большое значение батальный жанр приобрел в пору непрерывных войн, охвативших Европу во второй половине ХVIII - начале ХIХ века. Музыканты, так же как поэты и художники, стремились откликнуться на важнейшие военные события, запечатлеть музыкальными средствами битвы и сражения, от которых зависели судьбы народов. Музыкальные программные сочинения под названием battaglia, в которых последовательно воспроизводилась картина битвы, были необычайно популярны в то время. Среди них, например, "Битва при Бергене" К.Ф.Э. Баха, "Нервиндское сражение" А. Пачини, "Морское сражение" аббата Фоглера, "Битва за Прагу" Ф. Кошвары, "Морское сражение у Трафальгара" Я. Ванхаля, "Сражение при Аустерлице" Л. Жадена и многие другие. Самое известное и знаменитое произведение такого рода - написанная Бетховеном в 1813 году "Победа Веллингтона, или Битва при Виттории". В России первые музыкальные баталии появились, видимо, в начале ХIX века. Необычайный подъем и расцвет этого жанра прежде всего был связан с Отечественной войной 1812 года. Композиторы и любители музыки наперебой спешили воспеть музыкальными средствами важнейшие сражения этой войны и победы русской армии. Авторы таких произведений по-разному обозначали их жанр: piece militaire (военная пьеса), piece historique (историческая пьеса), fantasie militaire (военная фантазия) и т.п. Иногда, впрочем, и вовсе не затрудняли себя выбором специального жанрового обозначения и просто писали combat mise en musique (битва , положенная на музыку). Время сохранило лишь некоторые из этих произведений, которые давно стали библиографической редкостью. От других же остались только названия в нотных каталогах, газетах и афишах того времени. Но даже по этим крайне скупым сведениям можно приблизительно восстановить картину бытования батальной программной музыки в России. Вот лишь некоторые батальные сочинения, как дошедшие до нашего времени, так и не сохранившиеся, сведения о которых взяты из нотных каталогов и газет того времени. Штейбельт Д. Изображение объятой пламенем Москвы: фантазия для фортепиано. Сочинение, посвященное Россиянам, Двора его И[мператорского] В[еличества] капельмейстером Д. Штейбельтом. Спб., у Пеца, 1813. Крамер И. Фантазия для пианофорте в честь побед Кутузова в тон арии славного Генделя "Пренебрегая опасность", посвященная генерал-фельдмаршалу князю Смоленскому, храбрым офицерам и российскому воинству И.Б. Крамером в Лондоне. Спб, у Пеца, 1812. Полянский А. Баталия и марш на изгнание французских войск из пределов России, посвященная Ея светлости княгине Голенищевой-Кутузовой-Смоленской. Для фортепиано. Спб., 1813. (Не сохр.)[1]. Полянский А. Берлинское сражение, посвященное его светлости генералу-фельдмаршалу князю Голенищеву-Кутузову-Смоленскому. Спб.,1813. (Не сохр.)[2]. Haslinger. Combat pres de Paris, couronne par la prise de la capitale de la France, mise en musique pour le pianoforte et orne d'une superbe vignette en couleur. ............ |