Часть полного текста документа:Батька-интернационалист Легенды окружают фигуру Махно и сейчас. Вбитое в наши головы многолетними усилиями советской историографии представление о "батьке", как длинноволосом истерике и погромщике, не изжито до сих пор. Стараниями ученых Нестора Ивановича кое-как отчистили от несправедливых обвинений, но тут же ударились в другую крайность. И вот со страниц современных трудов "национально озабоченных" историков и публицистов (В. Горак, Р. Самбук, В. Савельев) встает новый образ: Батька - украинский патриот, воевавший против поганых москалей, красных и белых, за "самостiйну i незалежну державу". Правда ли это? Н. И. Махно родился 26.10.1888 г. в Гуляйполе (40 км от нынешней границы Донецкой области). Край наш, Новороссия, ныне перекрещенный в юго-восточную Украину, никогда не был озабочен украинским вопросом. Здесь испокон веков вперемешку селились русские и украинцы, греки и немцы, сербы и евреи - полный интернационал. Проблем с общением не возникало - был единый "язык межнационального общения". И сам Махно, хотя был этническим украинцем, разговаривать предпочитал по-русски, и работая на местном чугунолитейном заводе, и общаясь с товарищами по анархистской группе "Союз бедных хлеборобов", За участие в "эксах" периода первой русской революции Махно был приговорен к смертной казни. Благодаря П. Столыпину, участь Махно была смягчена. Февраль 1917-го освободил Махно из Бутырок. Вернувшись в Гуляйполе бывалым революционером, он возглавил местный Совет, национализировал помещичьи земли и раздал их крестьянам, вооружил конфискованным оружием старых друзей-товарищей анархистов и создал первый свой отряд. Но немецкое наступление 1918-го вытеснило махновцев в Россию. При помощи большевиков Махно нелегально вернулся в Гуляйполе и создал партизанский отряд, боровшийся против оккупантов и помогавшей им "державної варти" гетмана Скоропадского. Так начиналась махновщина. Было у нее одно кардинальное отличие от петлюровцев и прочих независимых атаманов - отсутствие антисемитизма (вопреки распространенным представлениям). Батька погромов не устраивал, погромщиков не любил и расстреливал на месте. Костяк его штаба и военно-революционного Совета состоял из евреев-анархистов. А погромщиками были атаманы Петлюры (ныне считающегося национальным героем) Григорьев, Семесенко и Ко. По данным председателя Махновского ВРС Аршинова, был лишь один случай чисто махновского погрома - когда отряд грека Дерменжи погулял в еврейской колонии Веселой, а Батька (уникальный случай) не расстрелял зачинщика, видно, пожалел старого боевого товарища. Это на Западной и Центральной Украине еврей-торговец, ростовщик, корчмарь ассоциировался с эксплуататором. В широких же степях Новороссии мирно соседствовали украинские села и еврейские земледельческие колонии (в главном махновском районе их было 17). В самом Гуляйполе уживались храм и синагога, церковно-приходская школа и хедер (украинских школ не было). Господствовал интернациональный настрой. Кстати, знаменитый Лева Задов, так талантливо, но неправдиво изображенный А. Толстым одесским уголовником, на самом деле - наш земляк, юзовский рабочий-металлург, за участие в анархистских "эксах" осужденный на 8 лет каторги. В 1917-м был освобожден, избран в Юзовский Совет, в котором состоял до апреля 1918-го. ............ |