Часть полного текста документа:Белорусы: этнос и этноним в польской, немецкой и шведской исторической мысли XVI - XVII вв. А. С. Мыльников Во многом обусловленная геополитической ситуацией в восточноевропейском ареале, в ХVI-ХVII вв. происходила консолидация трех родственных народностей - русской (великорусской), украинской и белорусской - с оформлением присущих каждой из них форм этнического самосознания. Вместе с тем, процесс этот сочетал этническую дифференциацию с сохранением, пусть и в переосмысленном виде, этнокультурных традиций восточнославянской медиолокальной общности, одним из символов которой было наследие Древней Руси, а одним из важных проявлений - сохранение у каждой из трех народностей сходных наименований при вариативности их написания: "русские", "руские", "руссы", "русаки", но также (как экзоэтнонимы) "рутены", "руссен", "ройсен", "роксоланы" и т. д. Эта двуплановость этнического и этнокультурного развития осознавалась современниками - не только представителями каждого из названных этносов, но и, так сказать, сторонними наблюдателями. Достаточно четко это было сформулировано М. Пашковским, опубликовавшим в 1611 г. польский перевод латинского трактата А. Гваньини под названием "Хроника Европейской Сарматии". "Русская земля, которая издавна называется Роксоланией,- говорилось здесь,- лежит от восхода солнца у Белоозера, у реки Танаис, которая отделяет Азию от Европы; к западу она граничит с Валашской и Молдавской землями; со стороны полудня ее отделяют горы Татры. И Русь является троякой: первая - Белая, вторая - Черная, третья - Червоная. Белая находится около Киева, Мозера, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и Северской земли, которая давно принадлежит Великому княжеству Литовскому. Черная находится в Московской земле, около Белоозера и оттуда к Азии. Червоная около гор, именуемых Бескидами, которой распоряжается польский король, принадлежит Короне, как то: Коломыя, Жидачов, Снятин, Рогатин, Буск. В этом предгорье находятся такие поветы, как Галичский, Перемышльский, Санокский, а в центре славный город Львов с двумя замками, верхним и нижним, там голова всех русских земель, принадлежащих польской короне" [1]. Если оставить в стороне важный, но заслуживающий отдельного анализа вопрос о цветообозначении отдельных частей исторической Руси, то для нашей темы существенна идея Пашковского-Гваньини об исходной общности "Руской (через одно с! - А. М.) земли, которая издавна называется Роксоланией" при фактическом разделении ее на три части: "И Русь является троякой". Во главу деления поставлена Белая Русь, к которой отнесены, в частности, Мозырь (Мозер), Мстиславль, Витебск, Орша и Полоцк, т. е. земли и ныне входящие в состав Белоруссии. В оригинальной, латинской версии трактата Гваньини отсутствие административного единства так называемой Западной Руси подчеркивалось раздельным отнесением ее частей по государственной принадлежности - к Польскому королевству и к Великому княжеству Литовскому. Во втором случае к землям, населенным "рутенами", т. е. фактически белорусами, последовательно причислены Минский, Новогрудский, Брестский, Мстиславский, Витебский и Полоцкий "палатинаты". Наряду с ними названы также Волынское и Киевское воеводства, причем автор подчеркивал не только этническую, но и конфессиональную общность "рутенов" Короны и Великого княжества [2]. ............ |