Часть полного текста документа:1. Становление экономической теории Зачатки экономической теории - у Аристотеля (1У в. до н. э.). Учение о богатстве в натуральной форме - экономика, о денежном богатстве - хрематистика. К экономике относится также мелкая торговля ради удовлетворения потребностей. Хрематистика (торговля ради наживы и ростовщичество) осуждается. На идеи А. опирался Фома Аквинский (Х111 в.), но он оправдывает торговую прибыль, если она служит источником существования или используется на богоугодные цели. Оправдывается и ссудный процент. Учение о справедливой цене: она должна отражать затраты и в то же время обеспечивать продавцу приличествующий его сословию образ жизни. На заре капитализма - учение меркантилистов. Богатство - только деньги. Оно растет лишь за счет внешней торговли (ввоза золота и серебра в страну). Ранний или монетарный меркантилизм ~. Стаффорд, начало ХУ111 в.) требует запрета импорта товаров. Поздний (Т. Мен, первая половина ХУ111 в.) допускает импорт, но при активном торговом балансе. 2. Физиократы Первая теоретическая концепция (Франция, ХУ1П в.). Торговля лишь перемещает богатство, создается оно в производстве, но только там, где работает природа. Промышленники - бесплодный, стерильный класс. Создают богатство земледельцы. Полученную прибыль они отдают как арендную плату землевладельцам, на которых нужно переложить все налоги. "Экономическая таблица"" Ф. Кенэ - первая модель общественного воспроизводства (перемещение продуктов и денег между тремя классами, воспроизводство потребленного). А. Тюрго в отличие от К. признает промышленную и торговую прибыль, но считает ее вычетом из продукта земледельцев. Т. - автор теории бережливости как первоначального источника капитала. Физиократы - противники государственного вмешательства в экономику. 3. Английская классическая школа Основа - трудовая теория стоимости (ценности). Ее зачатки - у меркантилиста В. Петти и физиократа П. Буагильбера. Создатель школы - А. Смит ("Исследование о причинах и природе богатства народов", 1776). Ценность создается в материальном производстве. Ее величина определяется средними затратами труда на изготовление товара. Стоимость раскается на доходы 3-х классов: зарплату, прибыль, земельную ренту. Материальные затраты в конечном счете сводятся к этим доходам и потому не учитываются в ценности совокупною общественного продукта ("догма Смита"). С. не всегда последователен: у него ценность то распадается на доходы, то слагается из доходов. Экономика саморегулируется ("невидимая рука рынка"). Вершина школы - Д. Рикардо ("Начала политической экономии и налогом обложения", 1817). Величина ценности определяется трудом, затрачиваемым в наихудших условиях, если он нужен обществу. Зарплата диктуется ценой средств существования рабочих. Так как цена сельхозпродуктов определяется затратами труда на наихудших обрабатываемых землях, лучшие приносят избыток, становящийся земельной рентой. С. и Р. -основоположники экономического либерализма. 4. Эволюция классической школы Последователи Смита: Ж. Б. Сэй и Т. Р. Мальтуе. Исходя из утверждения Смита, что ценность слагается из доходов, Сэй создал концепцию факторов производства, каждый из которых вносит свой вклад в ценность и получает свою долю при распределении. ............ |