Часть полного текста документа:Билеты по культурологии N1 До середины 17в была иконопись. Последний Росс. Иконописец Симон Ушаков ("Спас", "Богородица") В 18 веке возникает парсука- промежуточный этап Росс. живописи. Настоящий портрет в Росс. возникает в 18в. Никитин- был из крепостных, писал портреты. Рокотов, Левицкий, Баровицкий. 1Парадная живопись( персонаж изображен в парадной одежде). В парадных портретах появляется элементы психологизма (портреты Рокотова, Левицкого, Баровицкого) 2Интимная живопись (портреты Рокотова более интимны) N9 Гоголь был родоначальником критического реализма в живописи. Федотов показывает жизнь оскудневшего дворянства, у него нет злости, изображает с элементами сатиры. "Разборчивая невеста", "Вдовушка"- появляются в нашей живописи темы, кот. Будут разбирать передвижники, горе человека. N3. Спор славянофил и западников проходит через весь 19 в. И не утихает даже сейчас. Спор не о том, по какому пути идти Р., но и том, является ли Европа тем образцом, кот. Должен подражать весь мир. Чаадаев до 1823г. Был простым гражданином. Входил в тайное об-во, но потом уехал заграницу, где учился у философов-идеалистов: фр. Леменне, нем. Шеллинг. Он вернулся в уверенности, что Р. Должна пойти по пути капитализма, что народу необходимо религиозное воспитание. В Р. Он написал серию филос. писем: 1836г. 1-е письмо в журнале "Телескоп", после которого был объявлен сумасшедшим, журнал закрыли. "Было впечатление разорвавшейся бомбы"- Чаадаев. Много критикует Р. крепостную систему в 1 письме. Современники обратили внимание на критич. суждение Чаад. о самом русс. народе, это поражало многих, в том числе и Пушкина. Пушкин: "наша история не хуже и не лучше истории любого другого народа" В 1837. "аналогия сумасшедшего". Здесь он высказал неожиданные взгляды, др. Мнения о Р. И ее культуре. "Если мы пришли после других, то это затем, чтобы лучше их делать, чтобы не впадать в заблуждения и предрассудки других." Здесь он говорит о предназначении Р. Решить те проблемы, кот. Евр. поставила, но не смогла решить. В 40-е г. Ч. Вместе с Герценым и Огаревым участвовал в борьбе запад. со славянофилами. N9 Шишкин изображает лес, могучие деревья. Показывал мощь, силу, величие России.Левитан стремился показать какие эмоции вызывает природа, показать будничное окружение. У него лирическое изображение природы: тоненькие березки, мален. речушки."Россия- прежде всего чуткость, тонкость, духовность, лиризм, простота, обыденность и любовь. Любовь к простой, обыденной России. N10. На западе- ощущение кризиса, катострофизма. Не веря в возможности разумного переустройства жизни, в силы разума и прогресса наметилось в европейской философии гораздо раньше XIX в. Так уже Шопенгауэр утверждал: "разум- не особая духовная сила, а отрицат. итог отречения чел. От основ жизни. Культ. (гос-во, язык, наука, искусство) грозит ухудшить саму сущность человека". Кьеркегор - религиозный датский мыслитель высказывает скептический взгляд о возможности человека. Ницше- последователь Ш.: "разум- большой паук" Отрицал христианство и христианские эстетические утверждения. Он считал целесообразным от ценностей и идеалов современной культуры не античным временам, когда масса рабов давала возможность свободным гражданам заниматься политикой, искусством, ораторствовать. Ницше выдвинул идею сверхчеловека, которому все позволено, потому что только такие как он могут дать что-то культуре, остальные- серая масса- лишь пьедестал, степенные для сверхчеловека. ............ |