Для написания контрольной работы я использовала литературу по учебному курсу: «Концепции современного естествознания». Особенно хотелось бы выделить учебное пособие «Жизнь, смерть, бессмертие?..», авторами которого являются Р.К. Баландин, А.И. Барашков и А.А. Горбовский. Этот учебник отличает простота, чёткость и доступность изложений. В этой книге были чётко отражены основные моменты зарождения жизни, существование смерти и вера в бессмертие. Мною также были использованы учебные пособия «Концепции современного естествознания» под редакцией Хорошавина С.Г., Тимофеевой С.С., Медведевой и многих других авторов. Также я использовала и статью из газеты «Меридиан», в которой были описаны значение жизни и смысл смерти, дана общая характеристика для них. В перечисленных мною изданиях обоснованы положительные и отрицательные стороны жизни, смерти и бессмертия.
В совокупности на основе данных книг возможно детально проследить основное содержание темы контрольной работы.
На основании вышеизложенного, целью контрольной работы является детальное изучение понятий жизни, смерти и бессмертия, а также формирование представлений о структуре живой и неживой материях и их законов, ознакомление с многообразием жизни и историей развития её на Земле.
Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи: охарактеризовать процесс возникновения жизни, сформулировать современные концепции её происхождения, описать основные черты смерти и бессмертия, а также дать представление о душе человека.
1. Биологическая вечность жизни
1.1 Начало жизни
Жизнь – термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Это понятие является объектом исследования многих естественных наук. Жизнь и её определение были и остаются предметом дискуссий различных естественно-научных направлений.
Начало жизни на Земле – появление нуклеиновых кислот, способных к воспроизводству белков. В организации живого должно быть образование мембран, которые ограничивали смеси органических веществ от окружающей среды. С их появлением и получается клетка – «единица жизни», главное структурное отличие живого от неживого.
А.И. Опарин утверждал: «Жизнь – это непрерывный процесс внутреннего движения, синтеза и распада, обмена энергией с окружающей средой, направленный на самосохранение и самовоспроизведение в передаче устойчивых признаков в меняющихся условиях внешней среды» [6, с.148] .
Но, как известно, всё рождённое обречено на смерть. Животные и растения, звёзды и планеты, даже Вселенная, по современным представлениям, имели когда-то начало, а значит, будет иметь и конец. В таком случае смысл смерти понятен: ограничить экспансию жизни. Однако тогда смысл жизни вовсе пропадает: для чего нужны сложнейшие создания, если им заранее предопределена смерть?
Бог – всевышний творец всего живого, и тайна творения не доступна слабому разуму человека. На вопрос о бессмыслице появления жизни и разума ради торжества смерти учёный волен ответить предельно просто: так есть, такова реальность.
О появлении живых организмов люди задумались очень давно. ............