Часть полного текста документа: Блеск Петербурга. Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным нежнейшими акварелями Садовникова, и Петербургом, запечатленным бесстрастным объективом, пролегло около столетия. За это время его изображали многие художники и поэты. Они писали о его внешнем великолепии и высокомерном бездушии, о роскошных особняках и мрачных трущобах. Петербург Пушкина и Достоевского, Петербург Гоголя и Некрасова - это все тот же город, один, но очень разный, запечатленный в гениальных пушкинских строках: Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид". Мы избрали для рассказа фотоснимки - документальное воплощение времени. Заметим, что фотографировали большей частью районы с красивыми богатыми домами, тогда как снимков рабочих окраин сохранилось значительно меньше: жалкие лачуги бедняков редко фотографировали. Рассмотрим же снимки и мы увидим странный город, знакомый и незнакомый. Знакомый - в центре. Да, мы сразу узнаем наш красавец Невский, узнаем даже сквозь коросту облеплявших его рекламных вывесок. А вот бывших окраин не узнаем, не угадаем даже приблизительно, что за район запечатлен: новые прекрасные ансамбли выросли теперь на этих местах. Начнем с главной площади города - Дворцовой - свидетельницы парадной роскоши самодержавия и революционных бурь, раскачавших и уничтоживших его. На площади - Зимний резиденция царствовавшего дома Романовых, самой богатой семьи в России. В этой шикарной резиденции Романовы не чувствовали себя в полной безопасности, поэтому сквер возле дворца со стороны Адмиралтейского проезда оградили в 1901 году массивной кованой узорчатой решеткой. С Дворцовой площади выйдем на Невский. В самом начале ХХ века он выглядел несколько патриархально. Еще нет трамвая, не видно автомобилей. Пешеходы ходят прямо по мостовой без всякой опаски. В 1900 году в Петербурге лошади были главным средством передвижения. Жителей города обслуживала конная железная дорога, более 25 тысяч ломовых и около 15 тысяч легковых извозчиков. Итак, на Невском - ряды рекламных вывесок, витрины магазинов, дома важных людей и т.п. причем, размер рекламных вывесок зависел от капитала и вкуса хозяев, чаще других мелькают на снимках названия "Банкирский дом" и "Фотография. Санкт-Петербург принято считать столицей с 1712 г., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. "Россия молодая" торжествовала свои победы не только на поле брани, но и на поле преобразований, открывших новую эпоху в жизни страны. В 1716 г. благодаря деятельности Ж.-Б.Леблона в Петербурге было создано 19 мастерских: первая в России мастерская декоративной лепки (под руководством замечательного скульптора Б.К.Растрелли), мастерская-школа художественной резьбы по дубу (во главе с талантливым ваятелем Н.Пино), столярная во главе с Ж.Мишелем, слесарно-кузнечная (Т.Белен), обработки камня (Баталье и Кардасье), литейно-чеканная (Соваж) и др. При Канцелярии городовых дел Леблон начал создавать архитектурную школу, после его смерти в 1719г. организацию ее завершил первый русский архитектор Петербурга, ученик Д.Трезини, выдающийся мастер петровской эпохи М.Г.Земцов. ............ |