Часть полного текста документа:Богоискательство и богостроительство С. Вольфсон Богоискательство и богостроительство - относящиеся к первому десятилетию XX в. родственные течения русской философско-религиозной мысли. Богоискательство начало проявлять себя еще накануне первой революции, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы реакции, когда мелкобуржуазная интеллигенция "устала" от борьбы с царизмом и, напуганная наступлением рабочего класса, разочаровалась в своих революционных идеалах. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов (см. "Декадентство"), возглавлявшаяся Д. С. Мережковским , З. Н. Гиппиус и Д. В. Философовым . Помимо группы Мережковского к этому течению примыкал ряд лиц, выступавших приверженцами богоискательства с различными оговорками. Почти каждое из таких лиц являлось идеологом особой "разновидности" богоискательства: Н. М. Минский , Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов и др. Всем им было обще "искание бога" и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности свое утверждение "абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности - в боге" (Мережковский). "Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья" (Минский). Богоискатели провозглашали "рыцарскую верность богу - отцу своему родному" (Бердяев). Стержневая идея богоискательства - бессмертие человеческой души. "Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти" - писал Мережковский. "Ежели я - не более чем явление, пузырь, сегодня вскочивший на поверхности неведомой стихии, чтобы завтра лопнуть, то уж лучше бы мне ничего не знать, чем, зная это, согласиться на такой же бессмысленный позор и ужас" (он же). Богоискатели находили в религии трансцендентный выход из "эмпирической безысходности" - смерти, уничтожающей личность. Под знаменем богоискательства группа гордых "аристократичностью своего духовного происхождения" интеллигентов совершала поход "со Христом - против рабства, мещанства и хамства". Они критиковали: материализм, превращающий человека в раба необходимости ("фортепианную клавишу"); марксизм, "ради чечевичной похлебки умеренной сытости" отказывающийся от божественного первородства; социал-демократию, впадающую в мещанство, "плебейскую обиду на мир" и "подпольную озлобленность". Всему этому они противопоставляли грядущую "боговластную общественность", несущую абсолютную свободу человеческой личности. Социальные корни богоискательства, его несостоятельность и реакционность были вскрыты Г. В. Плехановым , заклеймившим в своей полемике с богоискателями их "евангелие от декаданса". Плеханов показал, что та роковая антиномия свободы и необходимости, в которой беспомощно запутались богоискатели, уж давно и достаточно удовлетворительно разрешена наукой. Он показал также, что ненависть богоискателей к мнимому мещанству рабочего класса вытекает из того же источника, что и адресуемое сытым буржуа голодному пролетарию обвинение в "грубом материализме". Этот буржуа не в состоянии понять, что экономическая борьба современного пролетариата есть борьба за раскрепощение человеческой личности и ее всестороннее развитие. ............ |