Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Многие годы прошедшие со дня рождения Бориса Пастернака до неузнаваемости изменили образ существования людей. Его детство и юность пришлись на последнее десятилетие исторически устоявшегося уклада русской и – шире – европейской жизни. Конец 19 и начало 20 века еще долго именовались в обиходе «мирным временем».
Повесть наших отцов,
Точно повесть
Из века Стюартов,
Отдаленней, чем Пушкин,
И видится
Точно во сне, -
Констатировал Пастернак в 1925 году. За прошедшее с тех пор время значение этих слов многократно усилилось. Поразительны перемены в духовной жизни, в искусстве, отношении к нему и историческим надеждам, связанным с деятельностью художников.
Весной 1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич Ге говорил, что творческая личность – художник становится решающей силой общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития. В мире европейской жизни открывалось новое пространство, куда каждый со своим устремлялись одаренные люди. Определяющим при этом была сила обновляющегося живого слова, которая захватывающе и себялюбиво сказывалась на всем и на всех. Высота примера требовала от начинающих жертвенной смелости. Их одержимость разгоралась в атмосфере религиозно-философических вечеров, докладов и диспутов, открытых и привлекательных, как рыцарские турниры. У мальчиков и девочек вступавших в жизнь, горели глаза и захватывало дыхание.
Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух этого удивительного времени, а затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
И быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года. Он считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Впоследствии он писал: «…Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа, - осознания и воплощения. Работы отца, в особенности натурные зарисовки и эскизы, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения. Он чувствовал этот язык, он был ему родным, почти разговорным. Он любил осмысливать и рассуждать, это помогало справиться с волнением, смягчить тоску и душевную истому.
В последствии Пастернак поступает в университет на философское отделение историко-филологического, он хочет найти опору в том, чего достигла научная мысль в ходе своего многовекового развития. Увлеченно занимаясь на первых курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу.
Но попытки прочесть эти первые опыты хоть в узком кругу натолкнулись на непонимание и насмешки. Ценой душевных страданий он еще на 2 года воспретил себе эти занятия.
Чувство неисчерпаемых возможностей трехтысячелетней европейской исторической традиции и свободной красоты ее духа избавило Пастернака от потребности бесцельных поисков в других, модных и экзотических культурных направлениях и оградило от желания силой внедрять свои мысли и представления в чье-либо сознание.
Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны 5 его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:
Февраль. ............