Часть полного текста документа:Борисов-Мусатов В.Э. Борисов-Мусатов Виктор Эльпифидорович (1870-1905) Художник-живописец, акварелист, автор фресок. Представитель русского модерна, символист. Борисов-Мусатов родился 1 апреля 1870 года в Саратове в семье служащего. Когда мальчику исполнилось три года произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя рисования - сначала Ф. А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга Коновалов - обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует, пишет картину "Окно" (1886). В 1890 г. уезжает в Москву, в Училище живописи, паяния и зодчества. Через год переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова. В 1893 после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в Училище. В картине "Майские цветы" (1894) в солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры. В 1895 уезжает в Париж, поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком. Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира. Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном, он находит в искусстве неповторимый самобытный путь. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, "хватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века", становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899), "Гармония" (1900). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898-1901), "Гобелен" (1901), "Водоем" (1902), "Изумрудное ожерелье" (1903?1904) и др. Началом нового творческого этапа явилась картина "Весна" (1901). В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. ............ |