Борьба с водой, поступающей в отсеки корпуса судна
Наличие водотечности корпуса судна можно определить с помощью системы автоматических указателей уровня воды в отсеке, пробной откачки или обследования района повреждений по следующим признакам: шуму поступающей воды; просачиванию воды через неплотности в швах переборки, сальниках кабельных трасс и трубопроводов, водонепроницаемых закрытий; шуму воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы; просачиванию воды или прорыву воздуха при осторожной отдаче одной-двух задраек водонепроницаемого закрытия; отпотеванию палуб, переборок, второго дна и глухому звуку при ударе о них металлическим предметом. Осушение отсека (отсеков) можно обеспечить, используя кроме стационарных переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружные электронасосы, водоструйные эжекторы) и насосы охлаждения забортной водой главных двигателей и холодильной установки. Засоренная вода может быть удалена рыбонасосом. Способы, средства и последовательность ликвидации водотечности корпуса судна зависят от размеров, характера и местоположения повреждений. Если осушительные средства справляются с поступающей водой, рекомендуется завести пластырь, осушить отсек, заделать пробоину и вести наблюдение за возможным поступлением воды. В противном случае первоочередные действия должны быть направлены на борьбу с возможным распространением воды в неаварийные отсеки.
На промысловом флоте применяют мягкие, полужесткие и жесткие пластыри. К мягким относятся кольчужный, облегченный, шпигованный и учебный пластыри, которые могут принимать форму обводов корпуса судна. Полужесткие пластыри, способные принимать форму цилиндрической поверхности, — это рейковый пластырь-тюфяк, шторный и гибкий пластыри с мягкими бортами. К жестким относятся деревянные пластыри с мягкими бортами, пластыри металлические клапанные и с прижимным болтом. Правила устанавливают минимальный объем аварийного снабжения судна.
а — кольчужный; б — жесткий с мягкими бортами; в — металлический с прижимным болтом; 1 - шкоты (стальной трос) ; 2 - такелажная скоба; 3 — коуш; 4 — бензель (пеньковый трос) ; 5 - ликтрос (стальной) ; б - четыре слоя парусинового полотнища с прослойкой из проволочной сетки; 7 — контрольный штерт (растительный линь или канат); 8 — храпцы (складной гак); 9 — кренгельс; 10 - оттяжки (стальной трос); 11 - подкильные концы (стальной трос) ; 42 — подушка; 13 — гвозди; 14, 15 — тонкий и толстый слои досок; 16 — смоляная пакля; 17 - парусина; 18 - поворотная скоба; 19 — прижимной болт; 20 — гайка; 21 - рукоятка; 22 — металлический диск; 23 - резиновое кольцо; 24 – откидная пружина
Рис. 1 Пластыри:
При установке кольчужного пластыря (рис. 1) на пробоину заводят подкильные концы с таким расчетом, чтобы пробоина оказалась между крайними подкильными концами. Одновременно разворачивают на палубе пластырь и к верхним коушам скобами крепят шкоты, а в кренгельс верхней шкаторины закладывают храпцы контрольного штерта. Скобами соединяют оттяжки с кренгельсами боковых шкато-рин. Подкильные концы со стороны пробоины соединяют скобами с нижними коушами и кренгельсом нижней шкаторины, пластырь опускают в воду, стравливают шкоты и выбирают подкильные концы, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину. ............