Часть полного текста документа:Боярская дума Во главе управления Московским государством стояла Боярская Дума - совет знатных и родовитых людей, близких к царю по заслугам и родству. Здесь вершились все государственные дела, и, не "поговорив с боярами", московский государь обыкновенно не предпринимал ничего важного. По статье 98 Судебника 1550 года "дела государевы новые, в сем Судебнике не писанные", должны были вершиться "с государева доклада и со всех бояр приговора" и только тогда получали силу закона. Боярская Дума не есть историческое название верховного правительственного учреждения Московского Государства; памятники XVI и XVII вв. редко называют ее Думой просто, а чаще выражаются описательно: "и бояре, и окольничие, и думные люди", "все бояре", "царь и бояре"; люди же книжные называли Думу "синклит" или "палата". Первые русские князья во всех делах советовались со своими старшими дружинниками. Святослав не принимал христианства, зная, что дружина его не расположена к новой вере. Владимир Святой не делал ничего важного, не посоветовавшись с дружиной своей и "старцами градскими", т.е. с наиболее значительными по своему происхождению и богатству горожанами. Владимир Мономах, собираясь в поход на половцев, держал о том совет со своей дружиной и дружиной Святополка. Московские князья удельного времени дружно работали над собиранием Русской земли об руку со своими советниками и помощниками - боярами. Дядя Донского, великий князь Семен, в своей "душевной грамоте", т.е. в духовном завещании, так писал, обращаясь к своим наследникам: "Слушали бы вы отца вашего владыки Алексия, так же старых бояр, кто хотел отцу нашему добра в нас". Великий князь Димитрий Донской, давая наставления детям своим, говорил им так: "Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте против служений их, без воли их ничто не творите, приветливы будьте ко всем слугам своим". Обращаясь к самим боярам, великий князь напоминал им: "Вы звались у меня не боярами, а князьями земли моей". Бояре удельных времен были вольные слуги, служившие князю по вольному уговору с ним. Боярином называли тогда состоятельного человека, крупного землевладельца, из рода в род служившего у того или иного удельного князя и занимавшего на этой службе высшие должности. В XIV веке боярство становится чином, который жалуется от князя его ближайшим советникам. Чтобы иметь право участвовать в Думе удельного князя, надо быть боярином. В 1332 году великий князь Иван Калита "дал боярство на Москве" киевскому выходцу Родиону Нестеровичу. В удельные же времена встречаются упоминания и о существовании второго думного чина Московского государства - окольничества. Окольничий принадлежал всегда к числу бояр введенных. Это был ближайший к князю человек его свиты, находившийся постоянно при князе, около него. Недовольный князем, которому служил, боярин удельных времен всегда мог уйти от него к другому князю, и это не считалось ни изменой, ни зазорным делом; мало того, "отъехавший", как тогда говорили, к другому князю боярин, если владел землей в княжестве первого, продолжал невозбранно пользоваться своим имуществом, находясь на службе у другого князя. Русская земля того времени хотя и разделялась на множество отдельных, мелких и крупных княжеств, но ни население этих княжеств, ни сами князья не считали себя чуждыми друг другу. Благодаря общности языка, веры, обычаев и занятий, все сознавали, что Русская земля - одно целое, и потому между отдельными княжествами "путь был чисть, без рубежа", т.е. ............ |