Часть полного текста документа:Булгаков Сергей Николаевич Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: 'Философия хозяйства' (1912), 'О богочеловечестве. Трилогия' (1933-45), 'Философия имени' (издано в 1953). Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги 'О рынках при капиталистическом производстве' (1897) и 'Капитализм и земледелие' (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике 'Проблемы идеализма' (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием 'От марксизма к идеализму' (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах 'Новый путь' и 'Вопросы жизни', сборниках 'Вопросы религии', 'О Владимире Соловьеве', 'О религии Льва Толстого', 'Вехи', в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства 'Путь', где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный 'христианский социалист'). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике 'Два града' (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии 'Философия хозяйства', 1912, и особенно 'Свет Невечерний', 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами 'На пиру богов', написанными в стиле и духе 'Трех разговоров' Соловьева и вошедшими в коллективный сборник 'Из глубины' (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В 'Философии имени' (1920; издано 1953) и 'Трагедии философии' (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. ............ |