Часть полного текста документа: БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО. Сегодня наша экскурсия будет проходить по бульварному кольцу. Я расскажу вам об истории этих улиц во время автобусного путешествия , а в наиболее интересных местах мы сделаем несколько остоновок. Итак, пока мы двигаемся по направлению к нашему первому пункту назначения немного истории... К середине 16в. ,в царствование Ивана Грозного ,город разрастается за пределы Кремля и примыкающего к нему Китай-города и для защиты Большого Посада, как именовались новые части города, от набегов неприятеля по линии современного Бульварного кольца насыпают земляной вал , однако для отражения многочисленных полчищ он был плохо приспособлен, поэтому в 1586г. сын Ивана Грозного царь Федор "повеле на Москве делати град Каменный", дав ему имя "Царев Белый Каменный город". Новая стена воздвигалась на кромке уже существовавшего земляного вала, т. е. тоже проходила по линии нынешнего Бульварного кольца. Руководил строительством крупнейший зодчий той эпохи - Федор Савельевич Конь. К нашему огорчению, от стены Белого города давным-давно ничего не осталось: она была полностью срыта двумя столетиями спустя. Белый город включал в себя 27 могучих, увенчаных шатрами башен; 10 из них были проездными, т. е. имели ворота, 17 - глухими. Нижние части стены были сложены из белого камня, верх - из кирпича. Поверху шли двурогие зубцы с бойницами. Высота стены составляла около 10 метров, башен - 13-20метров. Внушительной была и толщина стен - 4,5-6метров. Полностью строительство было завершено к 1593г. А в середине 18в. стена Белого города уже потеряла свое фортификационное значение. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения властей шли на постройку казенных зданий. Частые пожары, беспорядочная застройка, неустроенность многих сторон городской жизни потребовали создания особого учереждения, которое бы внесло в развитие Масквы плановое начало. С этой целью в июне 1774г. был создан Каменный приказ. Ему предписывалось "место под тем бывшим городом разровнять и ко украшению города обсадить деревьями,а излишний щебень и землю употребить в пользу обывателей". И уже в апреле 1775г. московский Каменный приказ представил на утверждение в Петербург генеральный план Москв. На месте разбираемой стены Белого города показаны аллеи в два ряда деревьев, прерываемые площадями на месте проездных башен. План этот был утвержден императрицей. Однако московское начальство не спешило с его осуществлением. Только в 1796г., уже при Павле 1, появился первый московский бульвар - Тверской. Вместе с ним привилось на русской почве и само слово -" бульвар". Заимствовано оно было из французского языка, а во французский пришло из немецкого и означает "крепостная стена". Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно уже был известен во Франции. После устройства Тверского бульвара стали постепенно освобождать от строений, выравнивать, обсаживать деревьями и некоторые другие отрезки бывшего Белого города, однако, по-настоящему Бульварное кольцо сложилось уже после пожара 1812г., и в 1820-е годы устройство всех 11 бульваров было завершено. Формально бульварами ведало правление 4-го округа путей сообщения, в который входила Москва с губернией. ............ |