Часть полного текста документа:Бьернстерне Бьернсон П. Коган Бьёрнсон Бьернстьерне (Bjornstjerne-Bjornson, 1832-1910) - знаменитый норвежский писатель. Р. в семье пастора в Доврефьельде, учился в школе соседнего городка, после чего уехал в Христианию для поступления в университет. Здесь Б. окунулся в атмосферу тех националистических настроений, которые были характерны для норвежской интеллигенции средины прошлого столетия. На политической деятельности и на поэзии Бьёрнсона сильно отразилась борьба, которую вела за свою независимость Норвегия. Освободившись в 1814 от Дании, Норвегия была связана полунасильственной унией с Швецией, и борьбой за освобождение от этих уз полна вся история норвежского общества в течение XIX в. В первой половине века идейным вождем борьбы за независимость был Вергеланд , продолжателем которого можно считать Б. Норвежский крестьянин, который, по выражению Энгельса, "никогда не был крепостным", и мелкий буржуа, который по его же выражению, был "сыном свободного крестьянина и благодаря этому являлся человеком в сравнении с захудалым немецким мещанином", - таковы общественные группы, идеологом которых является Бьёрнсон. Идеализация крестьянства, культ народной старины, героического прошлого Норвегии, изучение ее саг и легенд (собрания саг и сказок Асбьёрнсена, песен Ландстада и Бугге), движение в пользу отделения норвежского языка от датского, - все эти проявления духа независимости воспринял Б., и первый период его литературной деятельности характеризуется как период народнического романтизма. В 50-х годах Б. повел решительную борьбу против датского влияния и за создание национального театра и национальной литературы. Он борется на разных фронтах - и как публицист и на сцене бергенского театра, директором которого он был назначен в 1857 и который обязан ему своим возрождением. В этом же году вышла отдельным изданием и его повесть "Сюннёве Сольбаккен". Эта повесть была событием. Крестьянский мир, опоэтизированный, изображенный в чистых, идиллических тонах, был противопоставлен испорченному культурному обществу. Эта повесть и другие крестьянские рассказы Бьёрнсона ("Арнэ", "Веселый парень", "Дочь рыбачки", "Отец") были одновременно и яркими бытовыми картинами, они обвеяны красотой первобытности; Б. ощущает оздоровляющее влияние нетронутых характеров, поэзию примитивного общественного уклада. И тем не менее даже эти рассказы о мирной жизни крестьянства имели революционное значение и вызвали протесты со стороны критики, охранявшей интеллигентские датско-норвежские традиции. Интерес к "народу", т. е. крестьянству, тесно связан у Б. с интересом к народной старине. Написанная почти одновременно с его крестьянскими повестями пьеса (из жизни средневековой Норвегии) "Между битвами", так же как и последующие пьесы ("Хромая Гульда", "Король Сверрес", "Сигурд Злой", "Сигурд Крестоносец" и др.), были в большинстве случаев данью, которую он отдал увлечению скандинавской стариной. И в этих пьесах большую роль играет элемент идеализации: герои саг наделены в трагедиях Б. могучими страстями, проникнуты горячей любовью к родине, отличаются беззаветной храбростью, представляют собой величественные трагические фигуры; действие обыкновенно разыгрывается на фоне грандиозных народных движений. Воинствующее настроение Бьёрнсона сказалось и в его лирике. ............ |