Часть полного текста документа:Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета Савчук Владимир Павлович 1. Структура бюджета предприятия Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы. К числу основных задач бюджетирования относится следующее: обеспечение текущего планирования; обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия; обоснование затрат предприятия; создание базы для оценки и контроля планов предприятия; исполнение требований законов и контрактов. Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте). Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем: изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.; поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования; разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения); пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов; создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия; создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования; разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия; обучение персонала. Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней. ............ |