Часть полного текста документа:Чайковский и члены династии Романовых П. Е. Вайдман Будучи известным композитором, П.И.Чайковский имел знакомства в самых высоких кругах российского общества, в том числе был лично знаком и с некоторыми представителями царствующего дома Романовых, получал приглашения на различные празднества и торжества, заказы на музыкальные сочинения в связи с теми или иными событиями. Самые теплые отношения сложились у П.И.Чайковского с К.К.Романовым (К.Р.), но можно упомянуть и некоторые другие любопытные факты из его творческой биографии, характеризующие всегда актуальную тему взаимоотношений художника и власти. АЛЕКСАНДР II "Освободитель", 1818 - 1881. Чайковский не был лично знаком с императором Александром II, но в его переписке встречаются упоминания о событиях, связанных с личностью и царствованием Александра II и об отражении этих событий в музыкальной жизни. В частности, композитор с иронией повествует о "буре патриотического восторга", которая разразилась на представлении оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя" в связи с неудачным покушением на императора в 1866 г., когда публика "вопила: "Вон поляков!" и спектакль был фактически сорван. 19 февр. 1880 г. должно было состояться торжественное представление в Петербургском Большом театре по случаю 25-летия царствования Александра II из живых картин с изображением основных моментов истории России за последние 25 лет. Живые картины должны были сопровождаться музыкой, которая заказывалась выдающимся русским композиторам: А.Г.Рубинштейну, Н.А.Римскому-Корсакову, Ц.А.Кюи и др. П.И.Чайковский также получил через директора Петербургской консерватории заказ на музыку к живой картине "Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции" (Главарь читает черногорцам манифест). Отказаться от такого заказа, по словам композитора, "не было никакой возможности", он "принялся энергически за дело" и через 3 дня окончил сочинение, в связи с чем писал брату Анатолию: "Само собой разумеется, что ничего кроме самого пакостного шума и треска, я не мог выдумать". Представление не состоялось. В мае 1880 г. в связи с намечавшимся открытием Промышленно-художественной выставки Чайковский получил еще один заказ от назначенного главой ее музыкального отдела Н.Г.Рубинштейна: написать сочинение на одну из следующих тем: Увертюру для открытия выставки, Увертюру на двадцатипятилетие коронации Александра II или кантату на открытие храма Христа Спасителя. В связи с этим композитор писал П.И.Юргенсону, что "без отвращения нельзя приниматься за музыку, которая предназначена к прославлению того, что в сущности нимало не восхищает меня. ... Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддеть мое вдохновение". Как известно, П.И.Чайковским была написана Торжественная увертюра "1812 год", которая и была исполнена в зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки. АЛЕКСАНДР III Александрович "Миротворец", 1845 - 1894. Император не был чужд музыкальных интересов, он даже участвовал в домашних музыкальных концертах в Царском селе, исполняя партию корнета или геликона в духовом оркестре. Еще будучи цесаревичем, он часто присутствовал на концертах и спектаклях, эта традиция сохранилась и во время его царствования. ............ |