Часть полного текста документа: Ложь! Водкой не рождается Ни добрых дел, ни дум! Все пьянством повреждается Здоровье, совесть, ум. ( Петр Ива) Пьянство как социальное явление в России имеет глубокие корни. Появилось оно в результате насильственного насаждения кабаков еще при Иване Грозном. Вначале он запретил торговать водкой и пить ее всем, кроме своих опричников, но вскоре понял, что это неисчерпаемый источник для обогащения казны. Нравственное чутье простого народа сразу увидело в кабаках "невыносимое зло". Отсюда пошли такие выражения, как "голь кабацкая", "кабацкая брань" и др. Но постепенно на Руси сложилось новое правило жизни, что "не пить - так на свете не жить". Потребление водки неуклонно росло. Духовенство выступало против пьянства, поэтому время от времени вводились меры ограничения на продажу спиртного. Но это существенно отражалось на доходах государства, поэтому кабаки опять открывались, чтобы "великого государя казне учинить великую прибыль". Народ, как мог, сопротивлялся навязыванию пьянства. Конец 17 века отмечен мятежами - отчаявшийся люд не раз принимался громить кабаки. В конце 19 столетия смертность от пьянства приняла катастрофические размеры. В 1859 году от пьянства умерло 1713 человек. Тюрьмы были переполнены арестованными за "питейные беспорядки". "Трезвые бунты" не остановили царское правительство. Ведь доход государства неуклонно возрастал. В1863 году он превысил 281 миллион рублей, что составило 46% бюджета. Мы видим, что в России пьянство - порок исторический. Вот что пишут "Петербургские ведомости" за 1858 год: "Употребление водки... гибельная привычка, систематически расстраивающая здоровье, невозвратно губящая тело и душу" Для чего же люди одурманиваются? Если спросить их об этом, то наиболее частые варианты ответов будут такими: - для согреву, -для расслабления, - все пьют, -с горя, - с радости, - чтобы не отвыкнуть, и тому подобное. Таким образом, по мнению пьющего человека, повод всегда найдется. Кажется, любит человек свою семью, своих детей. Он готов пойти для них на любые жертвы, но пропивает те деньги, которые помогли бы вырвать его семью из нищеты. Очевидно, причина пьянства более глубока, чем кажется вначале. Человек имеет как бы две сущности - духовную и материальную. Слепая материальная сущность ест, пьет, отдыхает, спит, плодится и движется. Зрячая духовная сущность ничего не делает, но оценивает деятельность материальной, осуждая или одобряя ее. Эту духовную сущность мы называем совестью. Человек может по-разному реагировать на указания своей совести. Он может привести свою деятельность в соответствие с указаниями совести или наоборот подогнать указания совести под свою деятельность. Кто-то предпочитает одно, кто-то другое. Второй вариант значительно проще. В этом и состоит суть всех человеческих пороков, а не только пьянства. Разлад со своей совестью не проходит безболезненно. Человеку надо как-то заглушить ее голос. Это проще всего сделать при помощи одуряющих веществ, таких как алкоголь и наркотики. Трезвому совестно то, что не совестно пьяному. Люди пьют, чтобы заглушить совесть после того, как совершен аморальный поступок, либо для того, чтобы совершить поступок, противный совести (как говорят "для храбрости"). Именно в состоянии алкогольного опьянения совершается множество тяжких преступлений, таких как убийство, ограбление, насилие. Но самое страшное заключается в другом. ............ |