Часть полного текста документа:Социальная философия. Человек и время XX век уходит в прошлое, открывая третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивать настоящее, заглядывать в будущее. Это столетие во всех отношениях необычное, неординарное время, вместившее в себя, по существу, целую эпоху. Как в калейдоскопе, смешались разные процессы и события, от которых зависела судьба миллионов людей на всех континентах Земли. В XX в. был обеспечен небывалый прогресс мирового производства, взлет науки. Одновременно народы пережили две кровопролитные мировые войны 1914-1918 гг. и 1939-1945 гг., множество локальных войн, мировые экономические кризисы, депрессии, революции и контрреволюции. Неодолимое движение народов к свободе и демократии. национальному самоопределению натолкнулось на ожесточенное сопротивление консервативных сил, авторитарных и тоталитарных режимов, нищету и невежество широких масс. "Завоевание природы" обернулось истощением мировых ресурсов, беспрецедентным загрязнением окружающей человека среды, нарастанием предпосылок глобальной экологической катастрофы. Все более обостряется проблема относительного перенаселения планеты. Сверхвооруженность, в том числе ядерная и химическая, грозит человечеству наступлением не мифологического, а вполне реального Апокалипсиса. Великие завоевания цивилизации сопровождаются yглyблeниe кризиса самих ее основ, а также массового сознания. Развитие в XX в. глобальных процессов имеет своё особое человеческое (личностное) измерение. Опираясь на достигнутое, человек получает в передовых странах возможности для более полного развития своих личностных данных. Однако возможности еще нужно в полной мере реализовать, объективное - превратить в субъективное, внешнее - во внутреннее. Что касается европейской цивилизации и культуры, то существует мнение относительно рубежа, когда сознание и идеалы индивида будут не интериоризацией внешних требований, а станут действительно его собственными, будут выражать стремления, вырастающие из особенностей его собственного "я". Преодолевая отчуждение, человек стремится к оптимизации развития своего внешнего и внутреннего мира. Оптимизм Э. Фромма не разделяет большинство других современных философов. Так, у К. Ясперса принципиальная посылка такова, что хотя возникла и развивается идея человека, но идеала человека не существует, какова бы ни была общественная форма жизни. Даже в самом совершенном обществе этот идеал недостижим, потому что человек не может быть завершен. Человек есть все и ничто. Он стоит на зыбкой почве между бесконечностями. Меняются типы обществ и государств, но подлинная ценность человека должна, по Ясперсу, заключаться не в обусловленном ими родовом типе, к которому приближается личность, а в "исторически единичном человеке, который не может быть заменен и замещен...". Величие человека и его потерянность, его возможности и бренность жизни - таково бытие человека, отданного "во власть неведомой судьбы; люди преходящи, как листья в лесу". Как трагедию рассматривал проблему человека З. Фрейд. Крупнейший испанский философ XX в., кумир европейской интеллектуальной элиты X. Ортега-и-Гассет не столь категоричен, но он также не склонен был преувеличивать достигнутый прогресс в развитии ментальности современной личности. ............ |