Человек как субстрат культуры и как латентная личность
Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В современной науке традиционно сложилось «разделение труда» между естественными и социальными дисциплинами: первые занимаются изучением человека как биологического, природного существа, вторые — как общественного (социального).
Среди научных дисциплин, внесших наибольший вклад в исследование социальной природы человека, особо следует выделить социальную (культурную) антропологию, психологию, в том числе социальную психологию и социологию. Каждая из них имеет свой подход к человеку, определяемый ее предметной спецификой и методологией исследования.
Принципиальное различие между указанными подходами состоит в следующем: антропологический подход ориентирован с самого начала на изучение природы «родового человека» и тех жизненных форм, которые выражены в культуре как универсальном и специфически человеческом способе существования и развития социума; психологический анализ человека обращается к изучению его «внутреннего мира», охватывающего совокупность эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов; социологический подход направлен в свою очередь на исследование человека как личности и тех институциональных форм, которые представлены в системе его отношений с социальной средой.
Но существует область научного знания, в которой данное различие теряет смысл, уступая место комплексному взгляду на природу человека. Речь идет об антропологии, одна из немногих наук о человеке, объединяющая в своей структуре компоненты естественных и социально-гуманитарных наук; антропологический взгляд на человека отличается целостностью и комплексным подходом.
В целом различие исследовательских подходов в «основных» науках, изучающих человека, можно представить в следующем виде (см.табл.).[1]
Основные параметры научных подходов Антропология Психология Социология Биологическая Социальная (культурная) Объект изучения Человек как биологический вид Человек как субъект культуры и представитель общности или этноса Человек как личность и индивидуальность (носитель психических качеств) Человек как социальный агент (актер) и представитель социальных институтов Главные явления человеческой жизни (предмет изучения) Видовые особенности (инстинкты, реакции и пр.) Культурные модели, стили и характеристики Индивидуальные и социально-психологические особенности Институциональные формы и модели: социальные статусы, роли и диспозиции Факторы интеграции людей Стадность (совместность природных условий жизни) Культурная идентичность (общность стилей и паттернов) Психологическая совместимость и общность целей и мотивации Социальная идентичность и солидарность (единство норм) Факторы дифференциации людей Естественные (физические) различия Культурные различия Психические различия Социальные различия как различия статусов и позиций
Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. ............