Часть полного текста документа:ЭССЕ ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИКЕ (по БЕРДЯЕВУ) Раздел: Философия Формат: Microsoft World Автор: Лабутина Екатерина, klabutina@mail.ru Использование: Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Пермь 2004 Оценке 4. Тема моего эссе - "Человека в экономике". Это тема необыкновенно интересная и актуальная, так как она была одной из главных философских тем во все эпохи, начиная с возникновения экономики как понятия. Я ещё раз подчеркиваю, что, несмотря на экономическую сферу задания вопроса, тема эта философская. Интересно знать, что по мере изменения общественных формаций место человека в экономике менялось, начиная от традиционного пахаря до предпринимателя. Мне, несомненно, было бы интересно проследить все ступени этих изменений, но моя работа ограничена лишь рамками взглядов великого русского ученого Н.А.Бердяева на положение индивида в этой науке. Итак, цель моей работы проанализировать философские взгляды этого великого ученого на положение человека вообще в космосе или обществе, и далее, путем выводов, отдельно выстроить взгляды мыслителя касательно экономики как сферы, взаимосвязанной с обществом. Мы, люди живущие при рыночных отношениях хорошо представляем, что человек является неотъемлемой частью экономики. Мы также имеем хорошее понятие об "экономическом человеке". Для homo economicus характерно следующие: - стремление получить максимальную прибыль при имеющихся средствах производства и доступных ресурсах; - способность к рациональному расчету доходов и издержек; - постоянное желание улучшить свое благосостояние; - стремление свести к минимуму риск, неизбежный в экономической деятельности. Отмеченные характеристики являются универсальными , присущими людям во все времена и во всех культурах. Прообразом модели "экономического человека" является тип рационального предпринимателя, который был впервые упомянут М. Вебером. По теории Вебера амплуа такого человека неразрывно связано с западным капитализмом, при котором желание наживы удовлетворятся по средствам мирного и честного рыночного обмена. Интересно также заметить, что Вебер связывает понятие капитализма с понятием протестантизма. Ядро протестантизма составляют следующие положения: - человек своими действиями неспособен изменить предначертание Божье; - человеку недоступно знание того, к спасению или гибели предопределена его душа, но он должен трудиться на приумножение славы Божьей. Простые протестанты обычно полагали, что успех в мирском "призвании", особенно в хозяйственной сфере, является знаком благосклонности Бога. Из среды таких расчетливых протестантов и вышли рациональные предприниматели, которые много и методично трудились, осуждали роскошь и развлечения и, как следствие, достигали экономических успехов. Обратимся же к творчеству Н. Бердяева. Конечно, философ прямо не обозначает место человека в экономике, но следуя логике "Экзистенциальной диалектике божественного и человеческого", мы можем выявить его отношение к творчеству. Вследствие того, Что Бердяев принадлежит к русской философской мысли, то у него идея богочеловечества, восходит к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. ............ |