Часть полного текста документа:Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации Северо-Кавказский государственный технологический университет Кафедра философии РЕФЕРАТ на тему: "Человек в новом информационном обществе" Выполнил: аспирант Чернобильский Г.В.. Проверил: проф., д.ф.н. Каиров В.М., доц., к.ф.н., Бадальян С.А. Владикавказ , 2001 г. СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. Информационное общество и его концепция....................................................4 2. Человек в информационном обществе...............................................................8 3. Научно-техническое развитие............................................................................11 4. Проблемы современного информационно-технического общества..............15 5. Возможные сценарии развития информационного общества в России........17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................23 ВВЕДЕНИЕ Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: * если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; * если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным. В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля "информационности" этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого "экологического колониализма". По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих: * быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний; * превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику; * возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) В основе современной социотехнологической революции лежит принципиально новая технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих, - информационная технология. Ее специфика заключается в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной и, духовной деятельности. ............ |