Часть полного текста документа:Человекоцентрированный подход в психотерапии А. Б. Орлов, доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, сертифицированный специалист по человекоцентрированной экспрессивной терапии. Я нахожу, что думать - это очень трудное занятие, особенно когда думаешь о тех или иных фрагментах своего собственного опыта... Подобное размышление очень часто вызывает тревогу и смятение, поскольку понимаешь, насколько нелепыми покажутся большинству людей те мысли, которые для меня весьма значимы. У меня такое впечатление, что если я пытаюсь найти смысл моего собственного опыта, то это ведет меня почти всегда в направлении, которое обычно расценивается как абсурдное. К. Роджерс Основоположник Человекоцентрированный подход в области психотерапии и психологического консультирования представлен прежде всего классическими работами К. Роджерса. Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом (8 января 1902 г., Оак-Парк, Иллинойс, США - 4 февраля 1987 г., Ла-Хойя, Калифорния, США) - выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа 3. Фрейда) недирективной, клиенте- или человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии. Сразу же отметим, что ставший уже привычным в отечественной психологии перевод терминов "person-centered therapy" и "person-centered approach" как "личностноцентрированная терапия" и "личностноцентрированный подход" не является, на наш взгляд, вполне точным: принимая во внимание общепринятое в англоязычной психологической литературе различение терминов person (человек) и personality (личность), психотерапию и подход Роджерса следует обозначить как "центрированные на человеке" или "человекоцентрированные". Термин "personality" Роджерс использует исключительно в следующих сочетаниях: "personality theory", "personality and beheviour changes" и "personality inventory". Все эти словосочетания используются в публикациях 30-50-х годов и служат для обозначения сугубо психологических (теоретических, психодиагностических, коррекционых) аспектов работы Роджерса. Термин "person" используется Роджерсом в 60- 80-е годы применительно к совершенно иным, собственно психотерапевтическим сторонам работы: "becoming a person", "personal growth", "fully functioning person", "emerging person", "personal encounter", "person of tomorrow", "person to person". Соотношение "personality" и "person" в работах Роджерса может быть понято следующим образом: "personality" - один из психологических атрибутов (наряду, например, с self, behaviour и т. д.), "person" - специфика человекоцентрированной психотерапии - работа не с теми иди иными симптомами и проблемами, не с теми или иными поведенческими проявлениями, когнитивными схемами, личностными особенностями, но с конкретным человеком во всей его целостности. С начала 20-х годов жизнь Роджерса была связана с психологией. Образование он получил в Висконсинском университете (степень бакалавра в 1924 году), в теологической семинарии и в Учительском колледже Колумбийского университета (степень магистра в 1928 году, доктора философии в 1931). Практическую работу Роджерс начал в 1927 году в качестве сотрудника Института по уходу за детьми в Нью-Йорке. Год спустя он получил место в Отделе изучения ребенка Общества по профилактике жестокого обращения с детьми в городе Рочестере (штат Нью-Йорк). ............ |